Українська правда

Освіта отримує поштовх

Зволікання з впровадженням приватно-державного партнерства в освіті може зробити Україну неконкурентоспроможною навіть серед країн СНД. (Рос.)

В конце 2012 года произошло событие, которое осталось в Украине незамеченным.

Оно осталось бы таковым и для меня, если бы я уже довольно долгое время не пытался доказывать всем, что только через привлечение средств и энергии бизнеса к системе подготовки кадров можно спасти нашу систему образования.

И вот, к счастью, оказывается, целые межгосударственные институции мыслят именно в этом направлении.

Событие, о котором я говорю, датировано 23 ноября 2012 года.

Как я выяснил совсем недавно, в этот день на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ был принят "модельный" закон "О подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда" - матричный документ, который теперь ляжет в основу специальных национальных законов.

Пусть никого не обманывает сухое название: на самом деле за ним скрывается осознание удручающего состояния образовательных систем на территории СНГ.

Осознание этого и поиски выхода из ситуации заставили авторов закона львиную часть документа посвятить механизмам сближения образования с потребностями реального сектора экономики через максимальное вовлечение работодателей и прочих заинтересованных лиц в систему подготовки специалистов.

В этом законе дается четкое определение частно-государственного партнерства - ЧГП - в сфере образования.

Там говорится о формах ЧГП, участии работодателей в работе учебных заведений, организации практики учащихся и содействии их трудоустройству, независимой оценке качества образования, формировании многоканальной системы финансирования, о создании налоговых преференций для инвесторов.

Можно по-разному относиться к такой структуре, как МПА СНГ, но не присматриваться к позитивным мировым наработкам мы не можем. И дело не только в том, что украинская ситуация в сфере образования очень похожа на ситуацию, сложившуюся в других постсоветских странах.

Самое главное: если мы безнадежно отстаем в образовании от развитого мира, то теперь рискуем отстать и от стран СНГ, утратив остатки конкурентоспособности.

Фото ipress.ua

Ведь с принятием национальных законов, которые, наконец, сведут интерес бизнеса и образования, неизбежно не только повышение качества подготовки кадров, но и наполнение высшей школы новыми исследовательского задачами.

Эта исследовательская составляющая начнет сближать постсоветское образование с моделью, которая наиболее распространена и признана на Западе.

Уверен, что Украине ни в коем случае нельзя допустить такого отставания от коллег-конкурентов из СНГ, а значит, необходимо срочно принимать собственный закон о частно-государственном партнерстве в сфере образования.

Я уже не говорю о том, что такая форма сотрудничества государства и бизнеса широко применяется во всем цивилизованном мире. В Европе проекты ЧГП в сфере образования активно развиваются примерно с 1980-х годов. Я видел исследования, в которых приводятся весьма впечатляющие цифры.

В Великобритании, например, ежегодный объем инвестиций в образование в рамках подобных проектов измеряется сотнями миллионов фунтов стерлингов.

В целом проекты ЧГП обеспечивают 17% экономии для бюджета страны. А, скажем, в США, где частная инициатива наиболее развита, различные формы партнерства между государством и бизнесом используются уже около 200 лет.

Там считают, что образование наиболее эффективно, когда вовлекает в свою орбиту и частный сектор, и общественные организации, и экспертов, и семью. В результате участие бизнеса в тех или иных муниципальных проектах позволяет местным бюджетам экономить от 20% до 50% средств.

Вот один из примеров неординарного подхода к решению проблемы. В американском штате Гавайи правительство, не имея денег на серьезный одномоментный ремонт школ, передало их здания в собственность частным девелоперским компаниям.

Те за собственный счет провели полную реконструкцию учебных заведений, после чего отдали их в лизинг правительству штата с правом перехода собственности в конце срока аренды.

Во многих развитых странах созданы специальные структуры, координирующие деятельность по развитию ЧГП. В их компетенцию, среди прочего, входит и разработка образовательных профессиональных стандартов, соответствующих требованиям различных отраслей.

Фото charivne.info

В апреле исполнится год с того момента, как я возглавил Харьковский компьютерно-технологический колледж. Мой опыт позволил увидеть ситуацию и снаружи как бизнесмену, и изнутри как руководителю учебного заведения.

Весь этот год я трудился над тем, чтобы привлечь в колледж частные инвестиции. Мы во многом преуспели, но пока инвестор не получит государственных гарантий под свои вложения, наш опыт так и останется одним из немногих.

Мы можем получить статус экспериментального заведения, мы можем обкатать на базе колледжа новую модель взаимоотношений с бизнесом и показать, как должна работать система ЧГП на практике, но расширить этот опыт на всю систему образования может только специальный закон.

Чем скорее он будет принят, тем лучше.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.