Українська правда

Купуй українське?

За кордон з нашої родючої землі щорічно втікає 2,5 млрд дол за автомобілі, погіршуючи і без того жалюгідний зовнішньоторговельний баланс. Потрібно змусити покупця платити гривні за український товар. (Рос.)

На такой благодатной земле, как в Украине, по словам Николая Азарова, даже мандарины должны родить! А уж об автомобилях и говорить нечего.

Ведь если мандарины нужно сначала хотя бы посадить, то автозаводы - вот они, простаивают без заказов.

Всего-то и надобно, что заставить потребителя "купити українське", ведь мощности для производства 600 тыс автомобилей наличествуют.

Тут, правда, возникает несколько проблем.

Первая касается именно "купити".

Объемы продаж, как и налоговые поступления, в предыдущие годы обеспечивали автомобили именно из доступного сегмента, но в январе 2013 года рынок новых легковых автомобилей опять "просел" на 18%. У людей нет денег на "хотелки".

Вот и примеряет желтую майку лидера в нынешней экономической ситуации китайский Geely, продающий свой СК по "китайской цене" - 8 тыс долл.

А вот родной ЗАЗ, которому не нужно доставлять машины морем, предлагает свой товар дороже. Стоит ли удивляться, что в январе он потерял 30% рынка?

По поводу "українське". Итоги продаж на украинском рынке для украинских же производителей машин крайне неутешительны. ЗАЗ записал в свой актив 17 469 автомобилей, "Шкода" - 13 021, "Богдан" - 2 069.

КрАСЗ путается в показаниях, так как часть машин собирал, а часть завозил полностью укомплектованными. Из-за чего имел проблемы с партнерами из Поднебесной и едва не лишился контракта на сборку автомобилей. Суть в том, что рынок уменьшился вообще, и для нашего производителя в том числе.

Может, работать на экспорт? Главным рынком для ЗАЗ и "Богдана" остается Россия. Вот где фейерверк, стремительный рост и превышение докризисного показателя продаж.

За 2012 год в России продано 2 759 тыс новых легковых автомобилей. Кстати, население РФ лишь в три раза больше украинского, а вот годовые продажи разнятся в одиннадцать раз!

В России наиболее востребованными остаются недорогие авто класса ВАЗ-2115 либо "Лада Гранта". В этот же сегмент пришли и мировые автогранды, понастроившие своих автозаводов. Суммарная доля рынка для таких машин - 36,8% или 1 млн автомобилей.

Однако у попадающих в тот же класс ЗАЗа и "Богдана" дела и на таком растущем рынке идут не ахти. Продажи падают. И дело не только и не столько в утилизационном сборе, как говорят наши автопроизводители.

Сегодня продавцы украинских машин привлекают в автосалоны покупателей небывалыми скидками - до 20 тыс грн, но продажи все равно не растут.

Поставим себя на место рядового россиянина, тоже считающего деньги.

Фото kaspersky.com

Ведь он может за 260 тыс купить ВАЗ-2115, а если хочет чего-то более модного, то купит "Калину", цена - от 307 тыс руб.

Если же он захочет "иномарку", то альтернативой продукции "АвтоВАЗа" ЗАЗ, скорее всего, не станет. "Шанс" предлагается за 263 тыс, "Чери-бонус, аналог ЗАЗ "Форца", - за 333 тыс, а ЗАЗ "Вида" - вообще от 379 тыс руб.

Кроме цены, продавать машины мешает и политическая составляющая: украинцы собрались в Европу и не хотят платить за газ…

Если честно, то украинский ассортимент удовлетворяет лишь невзыскательные вкусы. В больших городах тянутся к брендовым товарам, а непритязательная публика из российской глубинки боится перебоев с поставкой запчастей.

Итак, правительство Украины имеет дело с очень трудной задачей.

За рубеж с нашей плодородной земли ежегодно уплывает 2,5 млрд долл за автомобили, ухудшая и без того плачевный внешнеторговый баланс. С другой стороны - пустующие мощности для производства вроде бы тех же "колес", десятки тысяч рабочих, выходящих на смену два раза в неделю.

Требуется заставить покупателя платить гривны за украинский товар. По словам Азарова, вопрос повышения пошлин слишком скользкий и ведет к торговой войне не только с ВТО, но и с Россией. Остается показать украинцу пряник, мимо которого он пройти просто не сможет. И он есть.

В недрах Кабмина зреет программа поддержки отечественного производителя. Судя по отрывочным сведениям, речь может идти о введении утилизационной премии за замену старого автомобиля на новый отечественного производства.

Рассматривается и вопрос предоставления дополнительных льгот по уплате налогов. Версию, что монета зависнет в воздухе - ЗАЗ и" Богдан" поставят на конвейер новый дешевый автомобиль - всерьез рассуждать не будем.

Такая программа могла бы иметь перспективу и результат. Одна беда: в казне на нее нет денег. Однако, судя по данным источников автора, работа в этом направлении продолжается: говорят о возможности проведения некоего взаимозачета между государством и производителями.

Беда в другом. Схожая программа в России дала эффект лишь на два-три года, а потом от традиционных моделей покупатель все равно отвернулся. Подобное неминуемо случится и у нас, а передышка и поддержка дадут лишь временный эффект. Стоит ли вообще тратиться?

Другое дело, что "Богдан" пытается выставить на продажу свой автозавод в Черкассах. Завод действительно современный и мог бы пригодиться, к примеру, корейским производителям, испытывающим дефицит с мощностями.

Однако корейцев пока не устраивает наш климат. Не тот, естественно, что за окном. Вот и получается, как в песне Высоцкого: "Ищу я выход из ворот, но нет его, есть только вход, и то не тот".

Фото УП
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.