Українська правда

Як удосконалити систему оподаткування

Складна податкова система дозволяє контролюючим органам розправлятися з неугодними. Не можна покарати господаря фірми за те, що він фінансує "не ту" партію, а за порушення податкового законодавства - будь ласка. (Рос.)

Учитывая тяжелую экономическую ситуацию в Украине и необходимость стимулирования деловой активности, Верховная рада должна принять пакет налоговых изменений.

Основные предложения сводятся к следующему.

1. Распространение упрощенного налогообложения на предприятия с оборотом до 50 млн грн в год.

2. 10-процентная бухгалтерская и налоговая амортизация инвестиций в течение года, если они превышают с начала года 100 тыс грн.

Как показывает опыт, предприятия на едином налоге платят даже больше, чем если бы они были на общей системе, когда часть доходов скрывается.

Бизнес готов платить больше в обмен на простоту и отсутствие коррупционной составляющей: чем сложнее законодательство, тем больше вероятность, того не желая, его нарушить.

Сложная система налогообложения также дает возможность контролирующим органам расправляться с неугодными. Нельзя наказать хозяина фирмы за то, что он, например, финансирует "не ту" партию, а за нарушение налогового законодательства - пожалуйста.

Кроме того, предприятиям-"единоналожникам" не нужно держать большой штат бухгалтеров и юристов. Когда система проста и прозрачна, проблем с налоговой удастся избежать.

Методы ускоренной амортизации давно используют в развитых странах. Ускоренная амортизация позволит инвесторам быстрее вернуть вложенные деньги. Это особенно актуально для Украины, где не самый лучший инвестиционный климат.

Вкладывать средства в долгосрочные проекты бизнес не решается, поэтому ускорение возврата средств через налоговою льготу может привлечь инвесторов.

Необходимо также почти в три раза увеличить верхний предел дохода, на который начисляется единый социальный взнос. Это уже мера иного рода.

Фото УП

Налоговым законодательством Украины предусмотрено, что сверх определенной суммы единый социальный взнос не начисляется. Получается, что богатый платит меньше, чем бедный.

Это приводит не только к социальному неравенству, но и к практике выдачи зарплаты в конвертах: выгоднее оформить все доходы на необлагаемого шефа, а он уже будет раздавать своим сотрудникам "прибавку".

Особенно актуальной такая практика становится в свете повышения пенсионного возраста, когда на получение пенсии всерьез уже мало кто рассчитывает.

Некоторые налоговые специалисты считают, что в случае уплаты ЕСВ со сверхдоходов такой плательщик в конечном итоге будет иметь очень большую пенсию, что создаст дополнительную нагрузку на Пенсионный фонд.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что нужно разделять доход для ЕСВ и для пенсий.

Предложенные меры призваны сделать налогообложение проще и прозрачнее, стимулировать крупные производственные инвестиции, а также ликвидировать - хотя бы частично - порочную практику ухода от налогообложения сверхдоходов.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.