Українська правда

Кадри - руйнівники!

"Смарт-Холдинг" робить те ж саме, що і брати Чуркіни - відбиває гроші. Один за іншим, з ЧСЗ вивозяться і продаються як імпортні, так і вітчизняні потужні незношені верстати: горизонтально-розточувальні, карусельні, фрезерні, токарні, зубофрезерні (рос.)

Проезжая по Николаеву, нельзя было не обратить внимания на бигборды с лозунгом: "Коммунисты Николаевщины за возрождения судостроения".

Формулировка "за возрождения" в принципе ничему не обязывает. Никто не против.

Но почти под барабанную дробь, следуя устоявшейся традиции, некоторые ушлые кандидаты в депутаты разных мастей более категоричны, и обещают многое в том числе и поднять затонувшую посудину, именуемой судостроительной отраслью. Но, как сказал один парень в деревне, "Обещать жениться - это не значит жениться!"

Что сегодня представляет судостроительная отрасль, которую пять, десять лет назад уже клялись поднять все те же знакомые лысины и холеные лица?

Это остатки ржавеющих станков, кранов, сварочного оборудования, пустые корпуса цехов без окон с текущими крышами, гуляющие по территории стаи собак.

На судостроительном заводе "Океан" в цехах №5 и №15 в первые же дни так называемый "эффективный собственник" дал команду демонтировать, вырезать и продать весь станочный парк, термопластавтоматы, прессы, на которых изготавливалась внутренняя "начинка" для судов. Что и было неукоснительно выполнено.

А в другом конце города, в 2003 году Фонд госимущества во главе господином Михаилом Чечетовым по цене секонд-хенда (за $24,3 млн) – спихнул Черноморский Судостроительный Завод (ЧСЗ). Новые хозяева братья Чуркины, прежде всего, тщательно обследовали склады, и были приятно шокированы. Тонны нержавейки, металла, труб, оснастки стратегического накопленного сырья открылось их глазами.

Из них можно было изготовить не один корабль или, к примеру, плавучие буровые установки, которые украинское правительство вынуждено закупать в Сингапуре по $400 млн за единицу. Это в 16,5 раз дороже, чем стоимость всего завода, расположенного на территории 360 га.

Так выглядел еще недавно центральный вход в ЧСЗ. Фото Дмитрий Берин

И здесь уместно напомнить, что ЧСЗ в прошлом успешно производил глубокую модернизацию буровых установок с изготовлением и заменой самых сложных узлов и механизмов, которые и ныне работают на шельфах морей. А, к примеру, в России завод "Севмаш", который по техническому потенциалу уступал ЧСЗ на момент приватизации последнего, невзирая на срывы по финансированию, завершил строительство буровой установки сингапурских параметров. И обошлась она в разы дешевле.

И, к сведению, по проектам Севастопольского ЦКБ "Коралл" на судостроительных предприятиях строились не какие-то банальные цистерны, а созданы 12 самоподъемных буровых установок, 7 полупогружных, 16 стационарных платформ. Построено 90 плавкранов грузоподъемностью от 25 до 90 тонн, плавкранов грузоподъемность от 25 до 1660 тонн, которые успешно работают в различных районах Мирового океана.

Но могли ли новоявленные "лидеры" (в прошлом удачливые биржевые маклеры и торговцы металлом) войти в курс дела, и совместить научное руководство и управления экономическими процессами ЧСЗ - как это удавалось генеральному директору Юрию Макарову и его команде, поставившим "на поток" строительство авианосцев-крупнейших кораблей современности? Нет, конечно.

Братья Чуркины. Фото "Фокус"

Но по их действиям можно предположить, что строить корабли под ключ, или другую продукцию в планы не входило. Была другая цель - сделать все, чтобы завалить завод. И, в подтверждения этому, все, что было на складах, подчистую вывезли фурами в неизвестном направлении. В том числе и дорогостоящую оснастку, которая использовалась при сборке авианосных крейсеров, сооружаемых крупноблочными модулями с помощью грузоподъемных кранов – по 900 тонн каждый.

Во время Великой Отечественной войны перед вторжением оккупантов вся оснастка, специфическое оборудования упаковывались в ящики, и вывозились через Одесский порт, и все до болтика было возвращено после освобождения Николаева. Теперь все сгинуло навсегда.

Ну а дальше: то в одном, то другом цехах демонтировались и вывозились уникальные отечественные и импортные станки, которые в свое время оплачивались золотом. Стало ясно, что на завод пришли не хозяева - инвесторы, оккупанты, специалисты по отбиванию затраченных средств и удушению завода! Они делали, то, что умели делать!

Подобного развития событий вполне можно было избежать, если бы власть, депутаты не были поглощены склоками, кнопкодавством, языковыми проблемами, которые не стоят ломаного гроша. Как глаукома или катаракта, они закрыли глаза на реальные факты, на происходящие события, и не только в судостроительной области, а везде.

В итоге, верхушку власти и Верховную Раду можно именовать не "кадрами застоя", а "кадрами-разрушителями", бездействие которых позволило проводить курс на уничтожения Черноморского судостроительного завода. Завода, на котором было построено более 1000 кораблей и судов различных типов.

Наверное, не дорога память о том, что на этом заводе были построены легендарные броненосцы "Князь Потемкин-Таврический", "Златоуст", "Евстафий". Строились минные крейсеры, эсминцы, суда для исследования морского дна. А в 1915 году верфь сдала императорскому флоту дредноут-линкор - линкор "Императрица Екатерина Великая", на то время вершину самых прогрессивных технологий, и который в 1916 году вступил в схватку со знаменитым германо-турецким "Гебеном".

А в 1970 году было сдано судно космической связи "Академик Сергей Королев", которое должно быть обеспечивать полеты советских космонавтов на Луну и выполняло другие космические программы.

Наверное, для власти, погрязшей в склоках, ничего не значил тот факт, что до развала СССР Черноморский судостроительный завод, наравне с США, строил под ключ суперсовременные авианосцы, крейсера, танкера. И только после 1991 года, после прихода новой "элиты" во власть, завод сошел с дистанции.

Оправдания, что, мол, не было заказов, несостоятельны. Мне лично несколько раз приходилось быть свидетелем, как представители заказчиков с папкой чертежей на проходной не могли дозвониться, достучаться до представителей исполнителя, чтобы заказать ту или иную продукцию.

А верфи судостроительных заводов Прибалтики, России, Польши, Румынии были и есть не только загружены, но и перегружены на пять лет вперед. На них в качестве дешевой рабочей силы хлынули тысячи судостроителей города Николаева. Более того, на дальнем Востоке Россия строит новые судостроительные заводы. В Китае, Японии и Корее разработаны государственные программы по сооружению судостроительных предприятий.

У нас же готовые судостроительные заводы Украины стали превращаться даже не в мастерские, а в заброшенные гаражи, каптерки без отопления, воды, запчастей, инструмента, приспособлений. Не считая, правда, зубила, молотка и разных крючков, которыми пользуются 65-75 летние пенсионеры, работающие как пять лет назад, так и сейчас за гроши.

Известный политик сказал: "Зарплата у нас ниже колен, дальше опускать некуда". Да и ту дают с задержками по 20 % в месяц, как и положено у оккупантов. Оставшиеся судостроители до сих пор не готовы принимать происходящее. Они живут в прошлом, не понимают настоящего, и с тоской вспоминающие золотые для них времена.

Версию о том, что ЧСЗ как строителя высокотехнологичных авианосцев уничтожили, подтверждает факт хищения в 1990-х годах секретного архива по строительству авианесущих кораблей. А ведь архив - это не папка с чертежами. По объему вся документация не войдет даже в двадцатитонную фуру.

Это гуманитарное преступления. "Такого не делали ни при царе, ни при Сталине!" - высказался  по этому поводу бывший начальник конструкторского бюро отдела главного конструктора по авианосцам, ныне пенсионер Валерий Бабич. От себя хочу добавить: подобное могло произойти только при нашей безответственной власти, с такой же Верховной Радой.

Хищения или продажа секретной технической документации - это даже не удар ниже пояса, и не гуманитарное преступления – слишком мягкая формулировка, - а чисто уголовное предательство, нанесшее непоправимый ущерб государству! И не трудно догадаться за какие "шиши" кое-кто грохает дворцы и отправляются в южные города зарубежья праздновать юбилеи.

Новый собственник завода, Вадим Новинский (с бородой). Фото uainfo

И, наконец, в июле 2007 году из-за невыполнения договора Хозяйственный суд Киева вынес решения о расторжении договора между ФГИ и "Судмашпромом" - предприятием братьев Чуркиных. И после судебных тяжб, с помощью ФГИ, ГАХК "ЧСЗ" и Николаевский Машиностроительный Завод (ранее один завод ЧСЗ) к концу 2007 года поступают в оперативное управления "Смарт-Холдинга", принадлежащего российскому бизнесмену Вадиму Новинскому.

Естественно, была надежда на изменение ситуации в лучшую сторону. Но этого не случилось. "Смарт-Холдинг" - так называемая крупнейшая группа, фокусированная на ключевые отрасли экономики, включая горно-металлургический, нефтегазовый комплекс и судостроение. Она делает то же самое, что и прежние хозяева - отбивает деньги.

Один за другим, вывозятся и продаются как импортные, так и отечественные мощные неизношенные станки: горизонтально-расточные, карусельные, фрезерные, токарные, зубофрезерные.

"За последние несколько лет, только на участке зубонарезки продали семь станков, - рассказывает   зубонарезчик 13 цеха ПАТ "НМЗ" Цибульский Юрий Васильевич - единственный оставшийся специалист на заводе, а возможно и на юге Украины по зубонарезке. - Не на чем изготовить даже коническую шестерню с круговым зубом. А зубчатые колеса приходится нарезать на зубофрезерном станке модели J.E.REINECKER.A.G. изготовленного в 1938 году в Германии, работавшего еще на Гитлера, и поступившего на завод по репарации".

Кстати, ни один станок с момента продажи на двух предприятиях не был модернизирован и отремонтирован как следует. Электротехническая часть, электроника выпуска 1960-1980-х годов сыпется, сбоит. Не работа, а мучения. А такое понятия, как графики планово-предупредительных ремонтов, техобслуживания оборудования, находится за пределами восприятия нынешних хозяев.

К примеру, фирма "Сименс" вкладывает 50% прибылей в производство. Судостроительные заводы Китая - 60%. А сколько вложили в развития судостроения наши "эффективные собственники"?

Никто не знает? Да и не будет ответа. В итоге: какое может быть судостроения при таком подходе? И где обещанный спуск к концу 2012 года первого военного украинского "Корвета" нового типа? Такое подозрения, что это бесконечная история!

* * *

Правильно, кто-то сказал: "Те, кто не чтит свою историю, не имеет будущего!" Да и настоящего!

Это подтверждает состояние центральной заводской площади ЧСЗ, на которой размещены памятники-стелы выдающимся судостроителям и воинам, погибшим в Великую Отечественную Войну. Бронзовые композиции и барельефы, иллюстрирующие историю и значимые события завода, окислились, потеряли вид. Объемные изображения, фигуры известных в свое время исторических личностей, кажется, готовы вырваться с плоскости запущенного потемневшего фона и спросить: "Что же вы делаете гады?!"

А возле стелы с давно потухшим Вечным огнем я пытался прочитать на надгробной плите фамилии героев – судостроителей, не вернувшихся с полей сражений. Это было невозможно сделать. Время, солнце и непогода совместно с безответственностью стерли их имена, их прошлое и, похоже, будущее судостроения.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає точку зору окремо взятого автора на окремо взяту тему. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

*На головній використано фото з nikolaev-moscow.at.ua

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.