ЄС в рецесії: чи є світло в кінці тунелю?
Греція з імовірністю 50% може покинути єврозону протягом найближчих 12-18 місяців, проте влада ЄС зробить усе можливе, щоб цей випадок став окремим і далі не поширився. (Рос.)
На прошлой неделе вышли данные, подтвердившие всеобщие ожидания: Европа скатилась в рецессию. ВВП еврозоны за второй квартал снизился на 0,2%.
Слабые очаги роста еще наблюдаются в северной и центральной Европе.
Германия, главный локомотив, пока еще растет на 0,3%. Франция уже в нуле, а весь кризисный юг уже не первый квартал находится в полномасштабной рецессии: Испания -0,4%, Италия -0,7%, Греция -6,2%.
В принципе, ничего катастрофического в мягкой рецессии до 0,5% нет, особенно для такого развитого и богатого экономического блока как ЕС. Последние десять лет мы никогда не видели роста в Европе более 1%, и это не мешало расти благосостоянию европейцев вплоть до 2008 года.
Нет ничего страшного в рецессии циклической, которая способствует оздоровлению экономики и предшествует новому циклу более качественного роста. Однако текущая рецессия является структурной, и пока света в конце тоннеля не видно.
Кризис в Европе продолжается уже 2,5 года. За это время европейские власти сделали много. Выделялись миллиардные пакеты помощи Греции, Португалии, Ирландии и Испании, создавались фонды спасения EFSF и ESM, принимались программы сокращения расходов, часто встречались европейские лидеры.
Тем не менее, сейчас ситуация значительно хуже, чем была год назад. Кроме падения ВВП, безработица в еврозоне достигла рекордных 11,2%, а отношение долга к ВВП выросло до рекордных 88,2%.
Причиной всему - порочный круг "снижение расходов - падение ВВП". Ведь кризис начался из-за того, что отдельные страны долгое время жили не по средствам и накопили огромные долги, которые стало невозможно обслуживать.
Есть два способа снизить отношение долг-ВВП: повысить ВВП либо снизить долг. Первый вариант возможен только за счет увеличения госрасходов, что в текущей ситуации означало бы полную потерю доверия рынков к гособлигациям и стремительный рост доходностей по ним до двухзначных цифр.
Поэтому было выбрано меньшее из зол: снижение долга путем жесткой бюджетной экономии. Однако проблема в том, что бюджетная экономия не дает расти экономике, что и выливается в то самое падение ВВП и рост безработицы.
Похоже, в этой ситуации нет решения, которое могло бы решить все проблемы за короткое время и без значительных потерь.
В последнее время взоры политиков и рынков обращены в сторону ЕЦБ, который, подобно рыцарю на белом коне, должен спасти экономику ЕС от долговой ямы.
Фото wlna.info |
Действительно, центробанк мог бы быть более активным в вопросах смягчения монетарной политики, например, снижение учетной ставки и выкуп активов на открытом рынке. Скорее всего, при очередной эскалации кризиса ЕЦБ все-таки приступит к операциям по выкупу долговых обязательств Испании и Италии.
Однако это лишь меры, которые позволят выиграть еще немного времени, не более того. Баланс ЕЦБ уже превышает 3 трлн евро, что на 30% больше баланса ФРС. Таким образом, поле для маневра у европейцев ограничено.
В последние годы стало очевидно, что Европа не может дальше эффективно развиваться в условиях существующей модели - монетарный союз при фискальном плюрализме. Европейцам необходимо сделать выбор: или более глубокая дельнейшая интеграция, или же частичный или полный распад.
Сейчас вероятность второго варианта значительно выше, чем была год или два года назад. Однако она все еще очень низка, и рассматривать развал или разделение еврозоны на два блока всерьез пока не стоит.
Греция, как самое слабое звено, с вероятностью 50% может покинуть еврозону в течение ближайших 12-18 месяцев, однако власти ЕС сделают все возможное и невозможное, чтобы этот случай стал частным и дальше не распространился.
По подсчетам экономистов, единовременные потери стран-участниц валютного союза от выхода из него могут составить до 10% ВВП, а это 1,5 трлн евро.
При возвращении к старым валютам валюты северных стран будет ждать масштабная ревальвация, что повлечет за собой падение экспорта и рост безработицы.
Валюты южных стран катастрофически девальвируют, что приведет к массовому оттоку депозитов и выводу капитала, параличу банковской системы и ряду крупных дефолтов.
Цена выхода из валютного союза значительно выше той цены, которую сейчас платят Германия, Франция и другие страны за поддержку проблемной периферии.
Кроме того, валютный союз проектировался в противовес мировому господству США и доллару. А сейчас на мировую арену вышли такие мощные игроки, как Китай и другие развивающиеся страны. В этих условиях для эффективной конкуренции Европе необходимо оставаться единой с единой валютой.
Для выхода из кризиса властям ЕС необходимо создать полноценный фискальный союз, который будет включать общую налогово-бюджетную политику, единый минфин и казначейство, выпуск еврооблигаций, а также эффективные механизмы контроля госрасходов и мер ответственности каждой страны.
Безусловно, учитывая разрозненность европейских членов, это перспектива, скорее, текущего десятилетия. А пока Европу ожидает длительная и болезненная рецессия, последствия которой мы уже сейчас наблюдаем во всем мире.