Калєтнік зробив явку з повинною
Держмитслужба порівняно з першим півріччям минулого року похвалилася збільшенням зборів на 25,5%, а в червні - на 32%! За даними Держкомстату, імпорт в 2012 році виріс на 6,2%. Впадає в очі неприродність того, що відбувається. Дані митниці є явним свідченням того, які обсяги платежів відомство запускало повз бюджету минулого року. (Рос.)
Сразу после праздников налоговая и таможенная службы отчитались о выполнении плана сбора налогов как по итогам июня, так и по итогам первого полугодия.
В частности, налоговики за шесть месяцев собрали в общий фонд госбюджета 97,2 млрд грн - на 0,2% или на 177,6 млн грн больше, чем запланировал Минфин.
Гостаможслужба предпочла отчитаться о сборе платежей в госбюджет в целом. По ее данным, она за полгода сумела собрать 60,9 млрд грн, перевыполнив план почти на 1 млрд грн, то есть примерно на 1,5%.
Однако главное, конечно же, не то, что информация двумя ведомствами подается несколько по-разному. Главное, что она вполне сопоставима, если в качестве базы использовать прошлогодние данные.
А в соответствии с ними, рост поступлений, контролируемых налоговиками, составил 7,4%. Это худо-бедно сопоставимо с ростом номинального ВВП, который по итогам первого полугодия должен составить 5-6%.
А вот Гостаможслужба в сравнении с первым полугодием прошлого года похвасталась увеличением сборов на 25,5%, а конкретно за июнь - на 32%!
По данным Госкомстата, импорт в нынешнем году вырос на 6,2%, правда, по итогам января-апреля, но вряд ли эти данные существенно изменятся по результатам первого полугодия. Бросается в глаза неестественность происходящего.
Попросту говоря, данные таможни о росте поступлений в сравнении с 2011 годом явно свидетельствуют о том, какие объемы платежей ведомство запускало мимо бюджета в прошлом году. Никаких других серьезных изменений не произошло.
По большому счету, эта информация вполне может трактоваться как явка с повинной со стороны главы Гостаможслужбы Игоря Калетника. И должна рассматриваться не столько журналистами, сколько Генпрокураторуй. Ведь громких отставок, связанных с коррупцией в таможенных органах, не происходило. Следовательно, Калетник либо поддерживает коррупцию среди своих подчиненных, либо покрывает ее.
Разумеется, внезапного приступа раскаяния ни среди таможенных руководителей на местах, ни у руководства Гостаможслужбы не случилось. И довольно значительное увеличение поступлений связано отнюдь не с этим.
Фото Адміністрації президента |
ЭП уже писала, что в марте Гостаможслужба получила указание с самого верха заняться в первую очередь наполнением бюджета. Это, конечно, не значит, что "модных фирм" совсем не осталось. Поговаривают, что неплохо на ввоз работают фирмы, находящиеся под покровительством Александра Януковича, сына президента. Ну и, конечно, не сторонним наблюдателем в этом деле является Игорь Калетник.
Однако грандиозный бизнес того же Юры Енакиевского и его компаньонов на этом поприще был закрыт, поскольку в "Семье" поняли: проще взять деньги непосредственно из бюджета, чем ждать, когда их принесут "смотрящие". Тем более что "смотрящие" крепко вошли во вкус и стали больше оставлять себе, чем передавать наверх. Вот и сидят теперь, по нашим данным, в Монте-Карло.
Кстати, рост бюджетных поступлений от таможни после остановки их деятельности должен был быть большим. Особенно с учетом того, насколько велики были объемы, которые проходили через закрытые фирмы, а также с учетом того, что распределение уплачиваемых за "растаможку" средств ими производилось в соотношении примерно 60/40 не в пользу бюджета.
Однако вмешался очевидный фактор, которого то ли не заметили наверху, то ли просто решили не замечать - с барского плеча. Речь идет о том, что всякого рода таможенники, СБУ-шники и прочие представители контролирующих органов, имеющих отношение к контролю над импортом, на местах привыкли получать к зарплате еще и "конверт". А тут вдруг "конверта" не стало. Прикормили и бросили…
Понятно, что жить на одну зарплату им было, есть и будет не с руки. Поэтому они начали заниматься собственным прокормом. Раньше все пользовались услугами "модных фирм", и другой вариант решения был исключен. А теперь вполне можно договориться с "кормящимися" на местах. Вот, собственно, и вся арифметика.
Кстати, любопытно, что месяц назад вступил в силу новый Таможенный кодекс, который, в числе прочего, более четко определил процедуры, связанные с "растаможкой" товаров. В том числе, ограничил время, отпущенное на растаможку, сузил возможности таможенников по определению таможенной стоимости и прочее.
Кодекс предусматривал массу других новшеств во взаимоотношениях таможни и субъектов ВЭД. Так вот, опрошенные нами импортеры все как один признались, что не почувствовали ни малейших изменений!
И понятно почему: Гостаможслужба и раньше слабо руководствовалась старым Таможенным кодексом. Точно так же и сейчас она слабо руководствуется новым.
Правда, есть все же одна уважаемая организация, которая в течение последнего месяца всячески помогает Гостаможслужбе пиарить свою деятельность в условиях действия нового Кодекса. Называется она Европейская бизнес-ассоциация. Почему изменения к лучшему заметили именно в этой отдельно взятой организации, сказать, пожалуй, не возьмемся.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає точку зору окремо взятого автора на окремо взяту тему. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.