В очікуванні партнерства

В очікуванні партнерства

Як поширити вкладення приватного капіталу в підготовку фахівців, якщо керівник компанії не має гарантій, що навчені за його рахунок студенти працевлаштуються саме в нього і пропрацюють хоча б кілька років? (Рос.)
Середа, 18 липня 2012, 11:47
Едуард Рубін, в. о. директора Харківського комп'ютерно-технологічного коледжу, директор компанії Telesens, голова правління харківської філії Європейської бізнес-асоціації

Украинский бизнес уже вполне способен стать надежным партнером государства в деле образования, но для этого ему не хватает законодательной базы.

Даже мой небольшой опыт работы "внутри" системы образования, в должности директора Харьковского компьютерно-технологического колледжа, подтвердил то, о чем я давно догадывался, будучи за ее пределами.

Диагноз таков: наша система образования, страдающая множеством хронических болезней, остро нуждается в реальных формах частно-государственного партнерства. Вот то лекарство, которое могло бы принести быстрый и ощутимый эффект, а в отдельных направлениях - кардинально изменить ситуацию.

Поразительно, но в Украине нет проектов с официально оформленным "партнерским" статусом. Почему?

Реклама:

Потому что на фоне многочисленных разговоров о необходимости развивать и поощрять такие формы сотрудничества между государством и бизнесом, никто до сих пор не удосужился создать элементарную законодательную базу, которая бы защищала права инвесторов.

На самом-то деле "полулегально" подобное партнерство практикуется в Украине давным-давно. В близкой мне ІТ-сфере оно даже весьма распространено, но основывается исключительно на доверии руководителей тех или иных компаний к руководителям тех или иных вузов и кафедр.

Потенциал у этого явления колоссальный, если даже сейчас находятся люди, готовые вкладывать собственные деньги в государственное образование.

Беда в том, что реальных гарантий, кроме "честного слова", у инвестора нет, а значит, шлюзы к массовому сотрудничеству между учебными заведениями и реальным сектором экономики закрыты.

В самом деле, как широко распространить вложение частного капитала в подготовку специалистов, если руководитель компании не имеет ровно никаких гарантий, что обученные за его счет специалисты потом трудоустроятся именно у него и проработают хотя бы пару-тройку лет?

Уверен: такие гарантии должны быть обязательно закреплены не только в новом Трудовом кодексе, но и в специальном законе о государственно-частном партнерстве в сфере образования.

Такой узконаправленный закон необходим, чтобы сделать явление действительно массовым, приблизить профессиональную подготовку кадров к реальным запросам работодателей и решительно сдвинуть нашу систему послешкольного образования с точки перманентного брожения, в которой она находится все последние годы, как будто никак не решится, чем изойти: вином или уксусом.

Фото vinnitsa.itstep.org

В таком законе должны быть заложены и новые для нас механизмы, дающие учебным заведениям - участникам партнерства значительно больше прав, в частности - в сфере принятия решений.

Нелогично ждать бесконечно долгих согласований каждого пустякового вопроса с профильным министерством, когда твоим заказчиком является уже не только государство, но и частная компания.

Значит, необходимо создавать попечительские советы, в которых будут представлены все интересы - аналогом могут служить наблюдательные советы в акционерных компаниях. Находясь на расстоянии вытянутой руки от вуза и хорошо понимая его проблемы, такие советы помогут быстро принимать решения.

Регламентирование таких новых форм управления - также задача специального закона. Заведения, идущие по этому пути, должны получать и больше свободы в распоряжении заработанными деньгами, чтобы, например, иметь возможность поощрять лучших преподавателей.

Недавно я встречался с замминистра образования и науки, на которой обсуждался вопрос внедрения частно-государственного партнерства в образовании. Я рад, что понимание необходимости таких шагов в министерстве существует.

Надеюсь, что Минобразования как главный заинтересованный субъект в улучшении ситуации создаст инициативную группу и выступит разработчиком соответствующей законодательной инициативы.

Пока же мы договорились о том, что наш колледж подготовит свое видение того, каким должно быть частно-государственное партнерство в рамках нашего учебного заведения. Не исключено, что мы станем первыми, на ком будет официально обкатан такой механизм взаимодействия государства и бизнеса.

Думаю, наш колледж как небольшая площадка, активно развивающая партнерские связи с бизнесом, вполне подходит для такого эксперимента.

Всего за три месяца, прошедшие с момента моего назначения, мы подписали несколько важных соглашений с тремя большими ІТ-компаниями Харькова.

В результате в течение лета будут полностью отремонтированы и переоборудованы в компьютерные классы три аудитории, а со студентами начнут проводить дополнительные занятия представители этих фирм.

Сейчас ведем переговоры с рядом крупных промышленных предприятий, с помощью которых планируем создать у себя несколько современных мастерских. Все это делается опять-таки под "честное слово", но все мы рассчитываем опереться на государственную поддержку.

Результатом станет то, что все наши студенты получат намного более качественное образование и будут отчетливо видеть перспективу своего дальнейшего трудоустройства или обучения по окончании колледжа.

Ради чего, собственно, и стоит работать в системе образования.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!