Українська правда

Виведення військ з Афганістану коштуватиме дорого

Представники НАТО оцінюють вартість використовуваного військового майна у 23 мільярди євро. В Афганістану немає портів, майже немає залізничних гілок, а багато автомобільних доріг знаходяться в поганому стані. Іншими словами: найбільш ймовірний засіб транспортування - тисячі вантажівок (рос.)

Вопрос - выводить войска или оставаться - давно уже решен. НАТО уходит из Афганистана. Однако, затраты будут огромными, и остается открытым вопрос о роли Бундесвера после 2014 года.

Прошло более десяти лет после начала военных действий на Гиндукуше, и теперь речь не идет о том, надо ли выводить войска или нет. Теперь вопрос формулируется так – когда это сделать и, главное, - каким образом.

В воскресенье на саммите НАТО в Чикаго обсуждались политические темы и была предпринята попытка определить дату вывода боевых подразделений и согласовать форму поддержки афганских сил безопасности после ухода НАТО. На этой встрече в верхах эксперты военных штабов по планированию ломали себе голову (хотя они начали это делать отнюдь не вчера) – над проблемами логистики.

Дело в том, что это - беспрецедентная по своей масштабности задача. Это касается и количества предоставивших свои контингенты государств, и необходимого уровня кооперации и координации, и количества транспортных средств, оружия, контейнеров.

При этом необходимо учитывать географию и транспортную инфраструктуру: у Афганистана нет портов, почти нет железнодорожных веток, а многие автомобильные дороги находятся в плохом состоянии. Другими словами: предпочтительное средство транспортировки  - тысячи грузовиков. По мнению расположенного в Потсдаме командования военного контингента бундесвера, транспортировка имеющихся грузов по воздуху обойдется в десять раз дороже, чем по земле.

Фото Michael Schmidt

Следует также определить надежные маршруты вывода войск из страны, в которой по-прежнему происходят вооруженные столкновения, и их количество скорее увеличивается, чем уменьшается. Соединенные Штаты и Великобритания хотят использовать для этих целей соседний Пакистан, поскольку ближайший порт – это Карачи. В 2011 году Соединенные Штаты доставили на Гиндукуш по этому пути 35 000 контейнеров.

Однако, в настоящий момент этот маршрут перекрыт. Пакистан закрыл этот маршрут поставки грузов в конце ноября прошлого года, после того как 24 пакистанских солдата были убиты во время американского воздушного налета. В субботу власти Исламабада подтвердили, что Пакистан разрешил проезд четырех грузовиков для снабжения американского посольства в Кабуле всем необходимым, в том числе - офисными принадлежностями.

Но пока совершенно не ясно, является ли это чем-то большим, чем просто единичным знаком доброй воли. Остается открытым и вопрос о том, сколько международному сообществу придется заплатить за достижение взаимопонимания с Пакистаном.

Иран не рассматривается как транзитная страна, поэтому остается только один путь - на север. Более 75% всех грузоперевозок НАТО проходит через ту часть страны, ответственность за безопасность в которой возложена на Германию. В Узбекистане и Таджикистане все материалы можно перегрузить в железнодорожные составы и – как это происходит в случае с бундесвером – прямо отправить их на родину.

Другой вариант - доставка грузов в порты Риги или Владивостока, а оотуда - морскими судами. Транзитные государства в этом случае получают неплохие деньги за выдачу транспортных разрешений.

Примерно 130 000 иностранных солдат, входящих в состав Международных сил содействия безопасности НАТО, все еще находятся в Афганистане, и большинство из них должны вернуться на родину к концу 2014 года. К этому следует добавить десятки тысяч внедорожников, танков и вертолетов.

Представители НАТО оценивают стоимость используемого на Гиндукуше военного имущества в 23 миллиарда евро.

А еще предстоит вывезти компьютеры, кухонные принадлежности, кровати, пищевые продукты и медицинскую аппаратуру. Только на долю бундесвера приходится 1700 транспортных средств и 6000 контейнеров, которые предстоит отправить на родину.

Возникают вопросы – что будет передано афганским силам безопасности, что должно быть уничтожено, а что - и в какой последовательности - будет вывезено из Афганистана. Остающиеся в стране военнослужащие должны быть обеспечены продуктами питания, напитками, транспортными средствами, медицинским снабжением и оружием для защиты самих себя.

А какова будет роль бундесвера после 2014 года? Сколько военнослужащих потребуется для обучения афганцев и сколько нужно будет иметь там солдат для их защиты?

От ответов на эти вопросы зависит, какие ресурсы, какой по составу персонал и какое оборудование потребуется оставить в стране или даже направить туда дополнительно по воздуху.

Оригинал публикации: Afghanistan: Der Abzug wird teuer

Переклад російською ІноЗМІ

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.