Українська правда

Чому день захисту прав споживачів є, а підприємців - немає

Парадокс в тому, що ми лаємо суспільство споживання і одночасно конституційно захищаємо права споживачів. (Рос.)

В эти дни вспоминают о защите прав потребителей. Несомненно, права их должны быть защищены. В конце концов, потребители - это все мы. Мы хотим покупать безопасные вещи, мы хотим быть увереными в том, что в состав продуктов входит именно то, что написано на упаковке, мы хотим знать, как правильно пользоваться той штукой, которую мы купили.

Всё это справедливо. Но разве потребитель и так не защищён? Разве нет у нас законодательства, которое регулировало бы сделки между продавцами и покупателями? Есть. Разве у нас нет законодательства, которое препятствовало бы возниковению на рынке монополий, якобы всегда стремящихся ухудшить продукцию и повысить цены? Есть.

Отчего мы считаем, что защищать нужно потребителей, а не предпринимателей? Что заставляет нас думать, что продавец всегда хочет нас надуть? Это дискриминация.

Мне могут возразить, что в пользу необходимости государственной защиты прав потребителей говорят результаты исследований, которые Джордж Акерлоф, нобелевский лауреат 2001 года, посвятил изучению так называемой ассиметричной информации: продавец всегда знает о товаре больше, чем покупатель. И недобросовестный продавец может воспользоваться своим знанием в ущерб покупателю.

В частности, Акерлоф говорит, что в странах с неразвитой экономикой проблема неоднородности качества товара ощущается намного острее. Иными словами, продавцы в таких странах, как Украина, более недобросовестны и более склоны к обману. Разумеется, у каждого из нас возникает вопрос, как защититься потребителю? К сожалению, многие из нас склонны поручить это делать государству. Но правда заключается в том, что защита прав потребителей давно уже служит не столько собственной защите покупателей, сколько стала инструментом рэкета со стороны государства  против продавцов или, говоря шире, предпринимателей.  Страшный сон предпринимателя - визит клерков из ОЗПП. В их полномочиях -- остановить нормальную работу предприятия, запретить продажу и опечатать склады с товаром.

Сам Акерлоф говорит о том, что для противодействия влиянию неопределенности качества возникают многочисленные институты. В их числе: гарантия, которую даёт продавец товара; фирменный знак продавца (Adidas лучше Abibas); лицензирование, которым может заниматься ассоциация самих предпринимателей. Как видим, присутствие здесь государства необязательно.

Суть в том, что важным компонентом взаимоотношений между покупателем и продавцом является доверие. Но о каком доверии мы можем говорить, если в нашем законодательстве установлено недоверие к одной из сторон?

Давайте же учредим день защиты прав предпринимателя.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.