Чому день захисту прав споживачів є, а підприємців - немає
Парадокс в тому, що ми лаємо суспільство споживання і одночасно конституційно захищаємо права споживачів. (Рос.)
В эти дни вспоминают о защите прав потребителей. Несомненно, права их должны быть защищены. В конце концов, потребители - это все мы. Мы хотим покупать безопасные вещи, мы хотим быть увереными в том, что в состав продуктов входит именно то, что написано на упаковке, мы хотим знать, как правильно пользоваться той штукой, которую мы купили.
Всё это справедливо. Но разве потребитель и так не защищён? Разве нет у нас законодательства, которое регулировало бы сделки между продавцами и покупателями? Есть. Разве у нас нет законодательства, которое препятствовало бы возниковению на рынке монополий, якобы всегда стремящихся ухудшить продукцию и повысить цены? Есть.
Отчего мы считаем, что защищать нужно потребителей, а не предпринимателей? Что заставляет нас думать, что продавец всегда хочет нас надуть? Это дискриминация.
Мне могут возразить, что в пользу необходимости государственной защиты прав потребителей говорят результаты исследований, которые Джордж Акерлоф, нобелевский лауреат 2001 года, посвятил изучению так называемой ассиметричной информации: продавец всегда знает о товаре больше, чем покупатель. И недобросовестный продавец может воспользоваться своим знанием в ущерб покупателю.
В частности, Акерлоф говорит, что в странах с неразвитой экономикой проблема неоднородности качества товара ощущается намного острее. Иными словами, продавцы в таких странах, как Украина, более недобросовестны и более склоны к обману. Разумеется, у каждого из нас возникает вопрос, как защититься потребителю? К сожалению, многие из нас склонны поручить это делать государству. Но правда заключается в том, что защита прав потребителей давно уже служит не столько собственной защите покупателей, сколько стала инструментом рэкета со стороны государства против продавцов или, говоря шире, предпринимателей. Страшный сон предпринимателя - визит клерков из ОЗПП. В их полномочиях -- остановить нормальную работу предприятия, запретить продажу и опечатать склады с товаром.
Сам Акерлоф говорит о том, что для противодействия влиянию неопределенности качества возникают многочисленные институты. В их числе: гарантия, которую даёт продавец товара; фирменный знак продавца (Adidas лучше Abibas); лицензирование, которым может заниматься ассоциация самих предпринимателей. Как видим, присутствие здесь государства необязательно.
Суть в том, что важным компонентом взаимоотношений между покупателем и продавцом является доверие. Но о каком доверии мы можем говорить, если в нашем законодательстве установлено недоверие к одной из сторон?
Давайте же учредим день защиты прав предпринимателя.