Кінець спецзавданню СБУ
Чим більше я стикаюся з співробітниками митниці, тим краще усвідомлюю, що у порівнянні з ними співробітники ДАІ святі. На тлі співробітників СБУ, які втручаються в огляд контейнерів, вже і митниця не така погана.
Неужели сотрудники СБУ и ГТСУ являются членами организованной преступной группировки по вымогательству денег с импортеров, и при этом дали слабину? Данный материал продолжает тему, начатую в "СБУ на спецзадании".
Контейнеры предприятия "Мир снабжения" стали выпускать после многомесячного простоя в Одесском порту. Более того, новый контейнер, который пришел в Одесский порт, был выпущен в течение нескольких часов. Люди, знакомые с проблемами в украинских портах, могут подтвердить - это рекорд, который в европейских странах является обычной практикой.
Если вы не знаете, таможенный досмотр товаров не должен превышать 2 часов, согласно приказу Государственной таможенной службы Украины от 01.10.2010 г. №1127 "Об ускорении таможенных процедур в международных пунктах пропуска для морского и паромного сообщения, которые расположены в зоне деятельности Южной таможни", но эта норма не выполняется. В нашем случае, сотрудники СБУ даже специально задержались на службе, чтобы поскорее досмотреть и выпустить контейнер. Это случилось благодаря самоотверженной борьбе предприятия против коррупции во время прохождения таможенных процедур и принципиальной позиции руководства компании относительно коррупции.
К сожалению, большинство других импортеров выбирают другой путь – работают с "модными" фирмами, которые за дополнительную плату решают все искусственно созданные проблемы с таможенным оформлением.
Юридический отдел предприятия неоднократно обращался в Службу Безопасности Украины (14.09.2011г., 30.09.2011 г., 07.10.2011 г., 12.10.2011 г., 21.10.2011 г.) и в Управление СБУ в Одесской области (06.09.2011 г., 07.10.2011 г., 12.10.2011 г.) с жалобами на неправомерные действия работников УСБУ в Одесской области, с требованием предоставить нам четкое обоснование для длительной задержки контейнеров, прибывших в наш адрес в Одесский порт, и причин несвоевременного проведения таможенного оформления и выпуска груза из порта. Но каждый раз мы получали отписки следующего вида:
Отписки не соответствуют действительности. Приведу пример. 19.10.2011 г. по требованию должностного лица из СБУ И.Горошко были предоставлены копии всех товаросопроводительных документов на контейнер №TRLU5711396, а также экспортная декларация с переводом. Документы (копии) на контейнер №TRLU5711396 не были возвращены. Контейнер №TRLU5711396 был задержан без объяснения причин, так как по нему не был подписан акт досмотра. Сопроводительные документы на контейнер №TRLU5711396 находились в региональном отделении СБУ в Одесской области до тех пор, пока контейнер не выпустили в ноябре.
Данная история повторилась со всеми другими контейнерами, а именно №№ MEDU6542526, MSCU7127605, MSCU9552250, TCLU5004075, TRLU8247550, FSCU9180319, MSCU9047659, TRLU5711396. На каждом наряде, поданном представителем экспедиторской компании инспекторам таможенной службы на Южной таможне для определения мер таможенного контроля (так называемая "визировка"), стоит отметка о согласовании с СБУ – "Лист СБУ".
Поражает и тот факт, что предприятие не имеет право знать, кто принимает участие в проведении таможенного досмотра товаров. Сотрудники СБУ отказываются показывать удостоверения во время досмотра, а Управление СБУ в Одесской области отказывается предоставить данную информацию, ссылаясь на то, что она является служебной.
Чем больше я сталкиваюсь с сотрудниками таможни, тем лучше осознаю, что по сравнению с ними сотрудники ГАИ святые. На фоне сотрудников СБУ, которые вмешиваются в досмотр контейнеров, уже и таможня не такая плохая. А про сотрудника СБУ Горошко я вообще молчу.
В связи с задержкой проведения досмотра груза работниками Южной таможни и безосновательной задержки вышеуказанных контейнеров, мое предприятие несло убытки в размере 215688,00 грн. Эти убытки состоят из расходов, связанных с полным досмотром грузов, уплатой демерреджа (штраф за превышение термина использования контейнеров), штрафа за простой в порту. Также начисляются штрафные санкции за нарушение Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" №187/94-ВР от 23.09.94, поскольку с момента предоплаты за товар прошло 180 дней, а получить грузо-таможенную декларацию (ГТД) предприятие не может, так как контейнеры задерживаются без объяснения причин на Южной таможне.
Хоть уже контейнеры и не простаивают в порту, я не намерен на этом останавливаться. В Генеральную прокуратуру Украины было отправлено заявление о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц, причастных к простою контейнеров. К сожалению, они могут уйти от ответственности через возможный сговор с экспедиционной компанией.
Схема следующая – совершается подмен документов, и выходит, что документы подавались не сразу. А значит, сотрудники таможни не виноваты в простое. В таком случае, затраты будет возмещать экспедиторская компания, но тогда виновные не будут наказаны. Интерес компании заключается в сохранении нормальных отношений с представителями таможни, поскольку экспедиторская компания боится дальнейших проблем на таможне. Надеюсь, что я все-таки ошибаюсь.
Ущерб действиями сотрудниками СБУ и таможни наносится не только предприятию, а и государству. Простой контейнеров в порту приводит к тому, что задерживаются поступления в бюджет, связанные с импортом. В конкретном случае, бюджет недополучил 377500,00 грн. из-за того, что контейнеры стояли в порту. Эта сумма равносильна пенсиям 480 простых пенсионеров Украины.
При этом, за период с 01.01.2011 по 23.09.2011 сумма перечисленных компанией платежей в бюджет за импорт товаров (пошлина и НДС) составила 3027800,00 грн. Хотя если бы не было простоя, то компания заказала бы большее число контейнеров, а следовательно, и большая сумма была бы перечислена в бюджет.
Предприятие развивается, а вместе с ним и растет число рабочих мест и объемы бюджетных поступлений. "Мир снабжения" сегодня – это 325 рабочих мест. Сумма перечисленных платежей в бюджет за последние 11 месяцев составила 8 805 220 грн. Каким бы был Государственный бюджет нашего государства, если бы каждое предприятие в нашей стране пополняло его такими суммами?
Импорт в структуре продукции компании занимает 30%. Украинскими поставщиками предприятия являются: ООО "Новомосковская посуда", "Керченский металлургический комбинат", ОАО "Запорожский сталепрокатный завод", и масса других предприятий. И на каждом из них мы занимаем, как минимум, 2-е место по объемам закупок. Все это говорит о том, что предприятие приносит пользу государству и обществу своей деятельностью.
Проблемы с контейнерами замораживают денежные средства, что негативно сказывается на деятельности компании в целом. В конечном итоге, это может отразиться на уровне закупок "Мира снабжения" на украинских предприятиях, что уж явно не приведет к развитию украинского производства, чего так хочет добиться Н.Я. Азаров.
И хочется задать риторические вопросы уважаемым людям:
1. Вице-премьер-министру Украины, Министру инфраструктуры Украины Колесникову Б.В.
- Как Вы думаете, понесла ли убыток транспортная отрасль Украины, когда из-за действия чиновников многие грузополучатели перенаправили свои грузы в иностранные порты?
2.Председателю Службы безопасности Украины Хорошковскому В.И.
- Как Вы думаете, падает ли на Вас тень от деятельности Ваших сотрудников, которые по 3 месяца в сговоре с таможенниками досматривают контейнера с тарелками?
3.Премьер-министру Украины Азарову Н.Я.
- Зная Вас, как высокопрофессионального управленца, я это говорю без иронии: что Вам мешает создать такую систему, где не было бы места вымогателям?
4.Генеральному прокурору Украины Пшонке В.П.
- Скажите мне, в таком случае, чьи интересы важнее? Интересы кучки сотрудников СБУ и таможни, которые повязли в коррупции? Или же интересы добропорядочного налогоплательщика и работодателя, который вопреки всему выполняет свои обязательства перед государством и обществом, и кормит таким образом тысячи украинских семей?
Р.S. Начались аналогичные проблемы с грузами нашей компании на Восточной таможне (пункт пропуска Азов-порт). Документы на груз с 25.11.2011года находятся у Ивахненко А.Н., начальника вышеуказанного пункта пропуска. Уважаемый Александр Николаевич, взяток мы никому не даем!