Заборонений плід
Депутати знову фантазують на тему заборони азартних ігор, замість того, аби прийняти закон, який би реально регулював ринок.
Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона с громким названием "О запрете игорного бизнеса". Его авторы - последовательные приверженцы идеи ограничения игорного бизнеса в стране - народные депутаты Григорий Смитюх и Валерий Писаренко.
В прошлом созыве парламента именно они внесли законопроекты, которые ограничивали проведение азартных игр в Украине четырьмя игорными зонами. Депутаты предлагали воспользоваться опытом России и Португалии.
Тогда их законодательная инициатива, равно как и другие предлагаемые модели обустройства азартного рынка, не были поддержаны Верховной Радой.
Сегодня инициатива народных избранников значительно радикализовалась и приобрела новые формы. В предлагаемом ими варианте законопроекта запрещается проведение всех азартных игр, кроме лотерей, "бытовых", бесплатных игр, а также игр без денежных выигрышей.
Оставив главному научно-экспертному управлению Верховной Рады неблагодарный труд изучения отдельных юридических недостатков документа, попробуем проанализировать в целом идею запрета азартного бизнеса.
На самом деле, идея не нова. На протяжении всей своей истории игровой бизнес как разновидность бизнеса на человеческом пороке, большую часть времени был под запретом. В этом схожи истории его развития во всех развитых странах мира.
1717 год в России, 1868 год в Пруссии, 1837 год во Франции, 1910 год в США, 1924 год в Испании.
Это далеко не полный перечень "черных" дат для азартного бизнеса и попыток разрубить Гордеев узел путем запрета этой сферы деятельности. Однако всякий раз азартный бизнес возрождался, как Феникс из пепла.
Сегодня запрет, как это предлагают депутаты, действует в двух странах Европы - в Ирландии и на Кипре. Все остальные страны Европы, при абсолютном признании пагубности азартных игр как социального явления, отказываются от полного запрета игры на деньги.
Причина проста: они имеют негативный опыт таких решений. История показала, что полный запрет не искореняет явление, а приводит к злу еще большему - нелегальной игре на деньги. Это обогащает не государство в целом, а отдельных предприимчивых граждан.
В Ирландии и Кипре не запрещены лотереи. Но даже при этом Ирландия заявляет о проблеме существования так называемых игорных клубов - частных заведений, которые проводят азартные игры, юридически грамотно обходя запрет.
На Кипре азартные игры - это еще и политическая проблема. Это маленькое островное государство, широко известное у нас благодаря своему оффшорному статусу, разделено на две части.
На севере острова расположена Республика северного Кипра, непризнанное государство под протекторатом Турции. Именно здесь играют жители всего Кипра. Таким образом, одна часть острова проигрывает деньги в другой его части.
Именно неспособность государства полностью запретить азартную игру привела к выводу о необходимости построения такой модели игрового рынка, при которой азартная игра будет разрешена лишь в объеме, необходимом для минимального удовлетворения природной потребности населения в игре на деньги.
Для достижения такой цели операторы азартных игр за рубежом осуществляют целый ряд мероприятий, направленных на ограничение спроса на игру.
Другая не менее важная причина, предостерегающая государство от полного запрета азартной игры - это доходы, получаемые ими от проведения игр.
Учитывая, что в большинстве стран операторы азартных игр полностью или частично находятся в госсобственности, доходы этих стран от игорного бизнеса исчисляются миллиардами.
Таким образом, работает механизм "добровольного налогообложения", в ходе которого деньги перераспределяются от игроков на финансирование социальных сфер государства.
Реализация описанных выше принципов организации азартных игр в Европе и США невозможна без соблюдения третьего основного принципа - жесткого государственного контроля над проведением игр.
Конечно, сегодня отсутствует какая-либо универсальная модель построения рынка. Здесь можно говорить только о принципах. В каждой стране азартный бизнес развивался, исходя из конкретных исторических особенностей, которые обуславливали как количество операторов, так и их качество.
Так, во Франции введен общий запрет на проведение игр на деньги, который содержится в трех законодательных актах. За его нарушение предусмотрены санкции к нелегальным операторам.
Условно рынок азартных игр во Франции можно поделить на пять секторов:
1. Игровые клубы, где разрешено играть в карточные игры, включая покер.
2. Казино, в которых проводятся игры в покер, игры на игровых автоматах и рулетка. Игры проводятся в 197 частных казино. Объем рынка оценивается в 2,6 миллиарда евро.
3. Лотереи, которые монопольно проводятся во Франции оператором Le Francaise des Juex - акционерным обществом, на 75% пребывающим в собственности государства.
4. Букмекерская деятельность также является монопольным правом Le France de Juex. Валовой доход оператора в 2008 году составил 9,2 миллиарда евро.
5. Тотализатор на скачках проводится неприбыльной компанией PMU, объем принятых ставок в 2008 году составил 9,6 миллиарда евро.
Таким образом, во Франции установлена государственная монополия на проведение лотерей, букмекерскую деятельность и тотализатор.
В то же время, полностью запрещены игры на игровых автоматах вне казино, другая букмекерская деятельность, кроме спортивного беттинга, игры в интернете, рекламные лотереи, если участие в них обуславливается обязательным приобретением товара.
В Швеции азартные игры проводятся несколькими операторами. Государственная компания Svenska Spel имеет право проводить все основные виды азартных игр.
Контролируемая государством фирма ATG принимает ставки на скачки. Азартные игры могут проводить также несколько негосударственных неприбыльных структур.
Организация азартных игр в коммерческих целях исключается, поскольку данная деятельность может осуществляться исключительно в целях финансирования социальных потребностей общества.
В той или иной мере ограничения на проведение азартных игр существуют во всех развитых странах. Как различны политические системы европейских стран, так различаются и модели построения игровых рынков.
Вместе с тем, большинство стран Европы уже давно реализовали модель государственной монополии на проведение азартных игр в законодательстве.
Такая монополия может реализовываться и путем предоставления концессий на проведение игр негосударственным операторам, количество которых должно четко ограничиваться законом.
Последняя законодательная инициатива в области регулирования азартного бизнеса в Украине, предлагающая запретить игры на деньги вообще, вряд ли имеет под собой достаточное обоснование, хотя и звучит соблазнительно.
Вместе с тем, поскольку законопроект подписан представителями двух крупнейших фракций, это может затормозить рассмотрение во втором чтении законопроекта о регулировании игорного бизнеса в Украине, внесенного правительством.