Метри прогнозують крах східноєвропейських валют
До 2010 року ціни на золото виростуть в три рази і перевищать 3,5 тисячі доларів за тройську унцію.
Было бы очень интересно узнать, как на сегодняшнюю макроэкономическую ситуацию смотрят те биржевые аналитики, которые смогли спрогнозировать нынешний кризис.
Как оценивают будущее мировой экономики эксперты, которые уже в 2006-2007 годах ощущали глубину ее сегодняшней рецессии?
Один из таких удачливых прогнозистов - американский профессор экономики и бывший советник президента Клинтона, сотрудник Международного валютного фонда Нурель Рубини.
Еще в начале 2007 года он заявил о скором начале кризиса недвижимости. Он прогнозировал, что его следствием станет волна неплатежей, которая, в свою очередь, вызовет цепную реакцию в других отраслях промышленности.
В Европе его слова услышали позже - в конце 2008 года. Именно в это время управляемая им компания RGE Monitor начала продуцировать изрядную долю критики финансовых перспектив рынков Восточной Европы.
По мнению Рубини, кризис в регион принесут банки с западным капиталом. Наличие такого бизнеса он считает в большей степени негативом для экономик этих стран.
Такое умозаключение он делал из тезиса о выкачивании денег материнскими структурами банков из своих национальных филиалов, что негативно сказывается на платежных балансах этих государств.
Говоря о других причинах восточноевропейских проблем, эксперт выделял факт постоянного стимулирования потребления среди населения. Для развивающихся стран, по его мнению, этого делать не стоило.
В начале 2009 года Рубини выдал неутешительный прогноз по Восточной Европе. Для региона на 2009-2010 годы он прогнозировал целый букет проблем из стагнации, экономического спада и инфляции.
Один из наиболее хрестоматийных примеров - Украина. В частности, аналитик высказал сомнения, возобновится ли экономический рост даже в 2011 году.
Впрочем, по его словам, во всех восточноевропейских странах рецессия продлится и в 2010 году, и в 2011 году. Эксперт видит только одну страну, выпадающую из грустного перечня. Это Турция, с ее развитой промышленностью.
Говоря о США, Рубини остро критикует администрацию Буша. В частности, он напоминает о "медвежьей услуге" для национальной экономики в виде безлимитной помощи банковскому сектору.
В конце февраля 2009 года в издании Wall Street Journal он отметил, что один только Bank of America одиннадцать раз брал кредиты, каждый из которых превысил 35 миллиардов долларов. Однако такие старания никак не улучшили положение этого учреждения. Иными словами, средства банально проедались.
Профессор не раз отмечал, что, несмотря на пересмотр взносов на недвижимость для физических лиц, положение в экономике страны не изменится, пока не будет пересмотрена общая сумма займов.
Кредитуемые владельцы домов будут выплачивать ту же сумму, только на протяжении более длительного времени. Рубини призывает к уменьшению общей суммы задолженности путем ее частичной реструктуризации.
Поскольку эти выплаты окажутся растянутыми по времени, они не будут стимулировать потребление продукции, а значит, и ее производство. При позитивном решении данных вопросов, эксперт прогнозирует рост американской экономики уже к 2010 году.
Другой аналитик с мировым именем, Кристофер Вудс, работает с компанией CLSE. Он специализируется на рынках Азии и слывет крупнейшим экспертом по экономической специфике региона.
На его счету - успешно предсказанный кризис 1997-1998 годов. О приближении нынешнего кризиса он не раз упоминал еще три года назад. Тогда эксперт предложил инвесторам продавать все активы, связанные с недвижимостью в США. Его прогноз сбылся в полной мере, за исключением точной даты начала кризиса.
Согласно его ожиданиям, к 2010 году цены на золото вырастут в три раза и превысят 3,5 тысячи долларов за тройскую унцию. Эту точку зрения он отстаивает с 2001 года.
Причину кардинального изменения стоимости драгметалла аналитик видит не в фондовой динамике, а в утрате своих позиций американским долларом как мировой резервной валюты. По его мнению, только золото в нынешних условиях может стать реальным гарантом сбережения средств.
Вудс также прогнозирует крах восточноевропейских валют. Это, свою очередь, увеличит давление и на западные экономики, ведь многие западноевропейские и американские инвесторы вкладывали в них большие средства.
В отношении экономики США у аналитика не более оптимистические прогнозы - он предсказывает ей глубокую рецессию.
Свои надежды он связывает, главным образом, с кратковременной национализацией банков в расчете на то, что их потом продадут. Такой шаг, в частности, был предпринят в скандинавских странах в 1993-1994 годах. Тогда государства на какое-то время взяли под контроль коммерческие банки своих стран.
При этом все неликвидное имущество было передано так называемым плохим банкам, которые продавали эти активы после кризиса. Выход же из рецессии обеспечили "чистые" банки, которые продолжили полноценную работу и смогли поднять рынок.
Отдельно Вудс говорит о важности последовательной государственной экономической политики США.
"Если помогали остальным банкам, почему не помогли Lehman Brothers?» - вопрошает он. Так, по его мнению, администрация Буша только породила недоверие к собственной системе спасения.
Азия, считает аналитик, должна понять: ее основной рынок сбыта, США, так быстро не поднимется. Соответственно, азиатская экономика пострадает не меньше.
Для Японии на 2009 год он прогнозирует безработицу на уровне 10%, вызванное этим обесценивание национальной валюты и рост потребительского недоверия к экономике. Он призывает японских политиков к активным реформам, иначе рост благосостояния в стране может надолго прекратиться.
Аналитик полагает, что наиболее выгодные вложения возможны при инвестировании в экономику Индии и Китая.
Основным конкурентным преимуществом Поднебесной он называет значительное количество золотовалютных резервов, с помощью которых можно восстановить национальную экономику без привлечения внешних кредитов.
По мнению эксперта, Китай и Индия стали едва ли не единственными странами в мире, центробанки которых начали борьбу с кризисом в секторе недвижимости заранее. Соответственно, сейчас они могут направить свои усилия на другие направления.
Потенциал экономики Индии, добавляет Вудс, состоит в объемах потребления.
Индийские банки были в наименьшей мере затронуты кризисом. Однако из-за негативного общебиржевого тренда акции этих учреждений обесценились достаточно сильно.
Это наталкивает на мысль, что к банковскому сектору в ближайшее время будет прикован сильный интерес финансистов.
Говоря о китайской экономике, обозреватель Financional Times Джон Отерс обращает внимание на особенности восходящего тренда февраля 2009 года на Шанхайской фондовой бирже.
Тогда площадка продемонстрировала 30-процентный рост, несмотря на публикацию новости о 40-процентном уменьшении китайского импорта в предыдущем году. По словам эксперта, это явления может быть представлено как одна из сильных сторон контролируемой экономики.
Сейчас в Китае демонстрируется повышенное предложение денег. Банки все активнее внедряются в программы экономического стимулирования, повышая свои финансовые показатели. Банки кредитуют, ведь это основной способ их заработка.
Вряд ли стоит абсолютизировать значение данных прогнозов. Одноразовое угадывание даже столь значительного события, как мировой финансовый кризис, еще не говорит о непогрешимости мнений эксперта. В современной экономике есть слишком много переменных, предвидеть которые бывает просто невозможно.
Согласиться можно разве что с тезисом об "общевосточноевропейском" сценарии выхода из кризиса для Украины. То есть, 2009-2010 годы будут достаточно тяжелыми. Однако вслед за этим экономику страны ожидает намного более быстрая реанимация, чем у соседей по региону.
Возрождение Украины обеспечит ее развитый реальный сектор экономики, аналогов которому нет почти ни у кого из соседних стран.