Кто подставил президента Зеленского. Как неподписание законов приводит к убыткам бюджета
Действительно ли Офис президента умышленно затягивает введение в действие законов и из-за чего бюджет теряет сотни миллионов гривен?
Более 40 дней ждал подписи президента Владимира Зеленского законопроект №11416-д об историческом повышении налогов для большинства украинцев. Новые налоговые правила должны были заработать с 1 октября и до конца 2024 года принести в бюджет 30 млрд грн для финансирования войны. Однако из-за затягивания с подписанием закон вступил в силу только 1 декабря, а некоторые его положения - с начала 2025 года.
Это не единственная задержка, которая привела к значительным потерям бюджета. Президент также не подписывал законопроект об авансовом платеже спиртзаводов, который Верховная Рада приняла в течение недели. Этот документ должен закрыть схему уклонения от уплаты налогов спиртзаводами, однако ждал подписи главы государства 2,5 месяца и получил ее только 31 декабря.
Еще один пример - законопроект №11090 о повышении табачных акцизов, который отправили на подпись в Офис президента 9 декабря. Он должен был вступить в силу 1 января, но уже почти месяц лежит без подписи.
Это явление настолько распространено, что получило название "тихое вето": игнорирование президентом переданного на подпись законопроекта вопреки конституционной обязанности подписать документ в 15-дневный срок. ЭП проанализировала 2201 закон, принятый с начала 2021 года, и отследила этапы их прохождения.
Чтобы избежать влияния отдельных проектов, которые годами остаются без подписи, было использовано медианное значение. Например, скандальный законопроект №5655 по реформе местного градостроительства, направленный на подпись президента в октябре 2022 года, согласно данным сайта Верховной Рады, до сих пор не подписан.
Для подписания большинства законопроектов, которые попадают на Банковую, президенту достаточно 19 дней. Однако эти сроки зависят от типа проекта. Для "церемониальных" проектов, например двусторонние или многосторонние международные соглашения, сроки обычно укладываются в конституционные рамки и составляют 15 дней.
А для "денежных" законопроектов, касающихся экономической политики или отраслевого развития, этот срок возрастает до 24 дней. Кроме этого, они гораздо сложнее проходят рассмотрение в Верховной Раде. Если для обычного проекта нужно месяц-два для прохождения от комитета до окончательного принятия, то для экономических и отраслевых этот срок в среднем достигает 115 дней.
Конечно, это можно объяснить сложностью и масштабностью таких документов, ведь они требуют дополнительного времени для анализа. В Офисе президента также могут объяснить задержки необходимостью тщательного изучения проектов перед принятием решения о вето или подписи.
Однако Ярослав Железняк, народный депутат из фракции "Голос" и заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, считает, что на этом этапе часто вмешиваются лоббисты, которые пытаются отсрочить невыгодные для бизнеса изменения.
"Каждый день из-за блокирования подписания мы дарим табачному бизнесу 580,6 тыс. евро или 25,2 млн грн. То есть прямое невыполнение Конституции и неподписание закона в срок стоило бюджету 126 млн грн! Это налоги, то есть деньги армии", - отмечает он.
Однако проблема, вероятно, сложнее, чем просто влияние лобби. Социальные и гуманитарные законопроекты так же часто долго проходят депутатский зал, а затем также ждут подписи президента дольше установленных Конституцией сроков, что может объясняться их "чувствительностью".
Более половины проектов из сферы "Государственное строительство" лежат в Офисе президента рекордные 37 дней. Это в основном проекты по децентрализации и взаимодействию с местными властями. В последние восемь лет здесь, за редкими исключениями, одно направление - передача все большей власти с центрального на региональный уровень. Как свидетельствует статистика подписанных законопроектов, центральная власть (Офис президента) делает это весьма неохотно.
Некоторые законопроекты просто теряют актуальность из-за резких политических или социальных изменений в стране.
"Почему бы не воспользоваться правом вето? Тут и наступает время спекуляций: конфликт интересов? Нежелание оттолкнуть лоббистов? В любом случае наложение вето или подписание - громкий сигнал заинтересованным группам. Менее провокативно - просто оставить документ до лучших времен", - считают считают в аналитическом центре "Лаборатория законодательных инициатив".
Там добавляют, что требование о подписании законопроекта в течение 15 дней выписано в Конституции недостаточно четко, чем и пользовались все украинские президенты. А значит, без изменений в Основной закон практику "тихого вето" не преодолеть.