Большой прокрастинатор. Почему Зеленский откладывает повышение налогов
Президент делает вид, что не замечает дефицита государственного бюджета. Для его покрытия нужно увеличивать налоги. Если это не сделать, то страна рискует сократить часть оборонных расходов.
Более 40 дней подписи президента Владимира Зеленского ждет законопроект о повышении налогов для большинства украинцев. Этот документ парламент принял во втором чтении 10 октября. Повышение налогов в Украине выглядело неизбежным с конца 2023 года, однако власти до последнего откладывали принятие этого решения.
Лишь летом Министерство финансов вышло с предложением ввести повышенный военный сбор с доходов граждан и ряд других дополнительных сборов. Первоначальную идею правительства отклонили депутаты, предложив повысить налог на зарплаты и повторно ретроспективно обложить доходы банков по ставке 50%.
По данным собеседников ЭП среди чиновников, ответственных за экономические вопросы, эти изменения согласовывал Зеленский. Однако даже это не уберегло законопроект об историческом повышении налогов от исторической затяжки с подписанием. Почему президент откладывает подписание налогового закона и подпишет ли он его вообще?
Что изменяет закон
Эпопея с принятием изменений в Налоговый кодекс продлилась с лета 2024 года, когда Минфин обнародовал первый вариант изменений. Он содержал ряд предложений: от дополнительного обложения операторов мобильной связи до введения военного сбора на ювелирные изделия; от введения налога с оборота бизнеса в размере 1% к повышению налогов на международные посылки и покупку автомобилей .
Такие идеи не поддержали ни бизнесмены, ни депутаты, ни чиновники Офиса президента. Неудивительно, что парламент провалил голосование за законопроект, а правительству в сжатые сроки пришлось дорабатывать его совместно с депутатами.
Финальный пакет налоговых изменений, за которые Верховная Рада проголосовала 10 октября, оказался гораздо более скромным. В частности, в него вошли следующие предложения.
Повышение военного сбора с зарплат физлиц (включая участников режима "Дія.Сити") с 1,5% до 5% - с даты вступления в силу закона. Исключение – военнослужащие (останется 1,5%).
Увеличение с 1 января 2025 года военного сбора по другим доходам граждан (кроме зарплат) с 1,5% до 5%.
Введение военного сбора в размере 10% от минимальной зарплаты (сейчас – 800 грн) для физлиц-предпринимателей первой, второй и четвертой групп.
Введение военного сбора для ФЛП третьей группы в размере 1% от дохода.
Повышение ставки налога на прибыль за 2024 год для банков с 25 до 50%. Поскольку они уже уплатили налоги по старой ставке за большую часть этого года, то новый налог вводится ретроспективно (задним числом).
Повышение ставки налога на прибыль для небанковских финансовых учреждений (кроме страховых компаний) с 18 до 25% с 1 января 2025 года.
Введение ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль для АЗС: 30, 45 или 60 тыс. грн за каждую станцию в зависимости от ее типа. Сумма переплат не будет учитываться для уменьшения налоговых обязательств в будущем.
Введение авансового взноса по налогу на прибыль для пунктов обмена валют в размере 700 евро за каждый пункт обмена в Киеве, 600 евро – в городах с населением более 50 тыс. евро. человек, 200 евро – для других населенных пунктов.
Введение минимального налога на землю в размере 700 грн. и 1 400 грн. за гектар.
Введение ежемесячной отчетности по НДФЛ, военному сбору и единому социальному взносу с 1 января 2025 года. Ранее в Верховной Раде это связывалось с введением "экономического бронирования", но сейчас эта норма необходима для мониторинга соответствия забронированным новым требованиям .
Освобождение "национального кэшбека" от налогообложения НДФЛ и военным сбором в 2024-2025 годах.
Повышение ренты на добычу щебня, глины, гранита и песка – не менее 5 дол. за тонну.
Закон о повышении налогов критичен для правительства, ведь от него зависит способность государства финансировать военные расходы даже в 2024 году. В частности, поступления от новых налогов были одним из источников увеличения расходов обороны на 500 млрд грн, за которое Верховная Рада проголосовала 18 сентября.
Новые налоговые правила должны были заработать с 1 октября и до конца 2024 года принести в бюджет 30 млрд грн для финансирования войны. Именно поэтому чиновники настаивали на сокращении процедур рассмотрения проекта и его скорейшем подписании. Их не останавливало даже то, что принятый 10 октября закон мог ввести налоговые изменения прямо среди месяца, что сбило бы с толку граждан и работодателей.
Шанс добавить забот бизнеса у президента еще есть, если он подпишет закон в ноябре. В таком случае разные части зарплат, которые граждане получили в течение одного месяца, могут облагаться налогом по разным ставкам.
Если работодатель выплатил работнику аванс 1 ноября, а остальную зарплату заплатит 30-го, то с первой суммы он заплатит налог по ставке 19,5% (18% НДФЛ и 1,5% военный сбор), а со второй – 23% (18 % НДФЛ и 5% военный сбор).
"Никакого ретроспективного пересчета налогов не будет. Все доходы, полученные после подписания закона, будут облагаться налогом по новой ставке", - пояснил глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.
Почему закон долго не подписывали
Накануне принятия проекта во втором чтении Главное юридическое управление Верховной Рады указало, что некоторые нормы документа не соответствуют Конституции . В частности – введение налогов "задним числом" (прежде всего для банков и ФЛП).
По иронии судьбы, затягивание подписания законопроекта президентом тоже нарушает закон. Статья 94 Конституции указывает, что президент имеет 15 дней для подписания законопроекта или его ветирования и возвращения в парламент на доработку.
"Если президент Украины в течение установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован", – говорится в Конституции.
В ходе подготовки налоговых изменений президент всячески от них отмежевывался. Он не упоминал об этом решении в своих обращениях или при общении со СМИ. Более того, он выступил за противоположные вещи. Вместо того чтобы забрать у украинцев больше денег в виде налогов, он предложил раздать всем по 1 тыс. грн.
В то же время Зеленский знал и о необходимости аккумулировать внутренние ресурсы для финансирования армии, и о предложенном правительством способе сбора этих средств. В конце концов именно президент одобрил повышение военного сбора и окончательные налоговые изменения. Несмотря на это, он не спешит подписывать принятый законопроект.
"Президент до последнего откладывал подписание. На встречах с Минфином и депутатами он несколько раз спрашивал, нужно ли повышать эти налоги, ведь есть средства от замороженных российских активов", – рассказывает ЭП один из участников такой встречи.
Собеседники ЭП в экономическом блоке правительства и парламента называют несколько причин задержки. Среди них – недовольство тем, как правительство коммуницировало повышение налогов. По мнению президента, украинцы должны были четко понять, что власть идет на такой шаг, потому что ощущает нехватку ресурсов для финансирования боевых действий.
Это мнение подтверждает и то, что именно Зеленский настоял, чтобы повышался военный сбор, а не НДС, на чем настаивали бизнесмены и общественность. Ведь военный сбор "брендирован" под войну, в то время как НДС с ней ассоциировать сложнее.
Несмотря на это требование, правительство и депутаты, работавшие над финальным вариантом налоговых изменений, заложили в проект ряд других предложений. Например – более высокие налоги для АЗС и более высокую ренту на добычу ресурсов, что раздражало Зеленского.
Собеседники ЭП сообщили, что немецкие чиновники жаловались в ОП по повышению ренты на каолин – специальную глину, которая используется в керамической промышленности. Одна из немецких компаний добывает его в Украине.
"Президент расценил добавление этой нормы как нарушение договоренностей с правительством и парламентом", – добавляет собеседник ЭП в Кабмине.
В заключение затягивания подписания закона собеседники ЭП объясняют нежеланием принимать непопулярные решения. "Люди часто прокрестивают , когда нужно делать то, чего они не хотят. Президент тоже человек", – добавляет источник.
ЭП обратилась в Офис президента с запросом, почему Зеленский не подписал закон и планирует ли его подписывать. На момент публикации материала ответа не последовало.
Может ли президент не подписывать закон
В ходе рассмотрения изменений поступления от них в бюджет 2024 сокращались. Первое предложение Минфина предусматривало дополнительное 141 млрд грн, впоследствии сумма упала до 57 млрд грн, а финальный вариант должен был принести только 30 млрд грн. Однако даже их государство собрало бы только в случае вступления в силу закона 1 октября.
Затягивание подписания закона о повышении налогов уже стоит бюджету около 20 млрд. грн. неполученных доходов, ведь обновленные налоги смогут действовать только в течение одного месяца года, если президент подпишет закон.
Минфин мог бы заместить не полученные от повышения налогов поступления внутренними заимствованиями. Еженедельно Минфин продает облигаций внутреннего государственного займа на 20-25 млрд грн. Однако потенциал внутреннего долгового рынка не безграничен. В сентябре министр финансов Сергей Марченко признал , что правительство приблизилось к предельным возможностям привлечения денег на внутреннем рынке.
Вероятно, выполнить план продажи ОВГЗ 2024 Минфину не удастся, сообщают собеседники ЭП в экономическом блоке власти. Вместе с недополученными средствами повышения налогов это означает лишь одно: меньшие объемы оборонных расходов. Ведь именно на оборону тратятся все средства, собранные внутри страны в форме налогов и внутренних заимствований.
"Наверное, мы не профинансируем до конца года какие-то оборонные расходы, например некоторые оборонные заказы. Соответствующие контракты проплатят только в 2025 году", - отмечает собеседник ЭП, ознакомленный с состоянием исполнения бюджета.
Еще больше проблем неподписания закона может принести Украине в 2025 году. Тогда дополнительные поступления от вступления в силу документа должны обеспечить 141 млрд грн . Эти поступления уже заложены в одобренном бюджете-2025 .
Ожидаемых дополнительных доходов хватило бы для финансирования войны на месяц, поэтому пренебречь этой суммой или заменить ее внутренними заимствованиями не получится.
Более того, введение налоговых изменений необходимо не только для финансирования войны, но и для получения средств от международных партнеров, которые тратятся на гражданские расходы. Подписание закона является одним из требований МВФ в преддверии голосования его совета директоров по выделению очередного транша на 1,1 млрд дол.
От подписания налогового закона Зеленского не спасут даже 50 млрд. долл., которые страны G7 согласились выделить под залог доходов от замороженных российских активов. Как говорят собеседники ЭП в правительстве, знакомые со структурой этого финансирования, на военные цели Украина сможет использовать менее половины отмеченной суммы. Чтобы получить эти средства, властям придется выполнять требования кредиторов, в частности МВФ, настаивающего на сбалансированности бюджета.
Да и в условиях длительной войны и высокой геополитической неопределенности правительство хочет растянуть расход этих российских средств по меньшей мере до конца 2026 года.