На задворках Европы: власть продолжает играть в монополию
Украинские власти не готовы проводить быстрые и решительные реформы так, как это делали в Польше 20 лет назад. Политическая воля "двигать" законопроект о решительной дерегуляции отсутствует. Это прискорбно.
Антимонопольный комитет Украины наконец получил нового главу. Парламент утвердил на эту должность юриста Юрия Терентьева.
Грядут ли большие перемены в сфере конкуренции? Бизнес и экспертное сообщество высказывают сдержанный оптимизм.
С одной стороны, есть ощущение, что пришел незаангажированный технократ и реформатор.
С другой - для реализации изменений необходимо начать тяжелую борьбу с хроническими болезнями украинской экономики и самого АМКУ: монополиями, излишним административным ресурсом комитета и непрозрачностью его работы.
Демонополизацию пока следует оставить политикам. Тем более, что высшие должностные лица и сам новоназначенец активно высказываются на этот счет. В отношении других задач хочется надеяться, что наступил момент истины.
Участники рынка могут либо занять привычную позицию пассивного наблюдателя и критика, либо сформулировать свое видение антимонопольной реформы.
Определенная активность есть: на публичных площадках дискутируются законопроекты, народные депутаты вносят их в парламент. Однако качество этой работы оставляет желать лучшего: попытки реформировать АМКУ несистемные и не подкрепленные должным экономическим анализом.
Например, еще в 2008 году был зарегистрирован законопроект, который предусматривал существенное повышение пороговых показателей для целей контроля за концентрациями. Проект долгие годы лежал, депутаты вносили в него изменения, перетащили его в текущий созыв, а в 2014 году отозвали.
Второй пример - законопроект, зарегистрированный в 2015 году. Он затрагивает весьма узкий вопрос - обеспечение публичности решений АМКУ.
Комитет действительно должен стать прозрачным. Однако стоит ли начинать реформу с обязательности публикации определенных решений, если можно начать ее с ограничения полномочий, что избавит орган от самих решений?
Данный законопроект хорош, но он не направлен на решение первостепенных задач. Это маленький паззл в общей картинке. Реформа "по частям", без общего плана действий, рискует остаться половинчатой или не состояться вообще. Так и произошло: этот законопроект тоже был отозван.
Итого, депутаты преуспевают в регистрациях и отзывах отдельных законопроектов, но антимонопольный "воз" и ныне там.
Стратегия развития конкуренции
Чтобы собрать паззл, нужно сначала разложить все его части на одном столе. Все законопроекты, инициативы экспертного сообщества, отраслевых регуляторов и нового руководства АМКУ в сфере развития конкуренции необходимо собрать воедино, систематизировать, откинуть популизм и определить приоритеты.
Дать им экономическое обоснование, увязать их с ключевыми обязательствами, которые взяли на себя парламентская коалиции, правительство и президент: дерегуляция, децентрализация, создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Не забыть о международных обязательствах перед ЕС и МВФ.
В итоге государство и бизнес могут получить единый документ, который вберет в себя как общие рыночные, так и отраслевые задачи.
Юрий Терентьев. Фото pravo.ua |
На сайте АМКУ давно "пылится" проект "Общегосударственной программы развития конкуренции в Украине на 2012-2024 годы". Как заведено, это малосодержательный документ-декларация, который не отвечает на вопросы кто, что и когда должен сделать для достижения цели.
Чуть более обнадеживает "План законодательного обеспечения реформ в Украине", который Верховная Рада утвердила 4 июня. Он содержит перечень мер, которые необходимы для упрощения контроля над концентрациями.
Однако предложенные в плане меры нельзя назвать всеобъемлющими. Таким образом, сохраняется риск, что их постигнет участь упомянутых выше проектов.
Парламентарии, АМКУ и экспертное сообщество должны объединить усилия. Опираясь на экономический анализ и международный опыт, следует сформулировать системную стратегию развития конкуренции в Украине, неотъемлемой частью которой будет пакет всех необходимых изменений.
Разработка такой стратегии является первостепенной задачей. В противном случае паззл конкурентной реформы не сложится.
Новые пороговые показатели
Теперь - о самой обсуждаемой и наболевшей проблеме: размере пороговых показателей для целей получения разрешения АМКУ на концентрацию. Все сходятся во мнении, что их нужно повышать. Для этого необходимо принять один законопроект, а позитивный эффект может быть быстрым и значительным.
В экспертной среде чувствуется нехватка экономического бэкграунда и, как минимум, отсутствие интереса к работам Ричарда Познера по экономическому анализу права. Юристы высказывают, как правило, оценочные предложения: "показатели устарели, они должны быть выше", "поднять существенно".
Эксперты компании "Делойт" разработали методологию расчета и на ее основании предложили несколько вариантов. Один из них лег в основу изменений в закон "О защите экономической конкуренции". Ниже - его аргументация.
Чтобы повысить, нужно сократить
Любая значимая инвестиция в украинскую экономику считается концентрацией и требует разрешения АМКУ. Это происходит, если стороны превышают три пороговых показателя по критериям "оборот" или "стоимость активов".
1. Совокупно у всех участников сделки в мировом масштабе - эквивалент 12 млн евро (далее - "совокупный показатель по миру").
2. Для минимум двух участников в мировом масштабе - эквивалент 1 млн евро у каждого из них ("парный показатель по миру").
Арсений Яценюк представляет нового главу АМКУ Юрия Терентьева. Фото unian.net |
3. Индивидуально для минимум одного участника в Украине - эквивалент 1 млн евро ("индивидуальный показатель по стране").
Нужны ли эти показатели? Нет. Само по себе наличие в законе третьего показателя не способствует привлечению зарубежных инвесторов.
Он приводит к нередким ситуациям, в которых идти в комитет требуется вопреки здравому смыслу. Например, когда собственник объекта "уходит из бизнеса", продавая его инвестору, который только заходит в Украину. Это не концентрация: просто место продавца на рынке занимает новый субъект.
Кроме того, "парный показатель по миру", как правило, поглощается "совокупным показателем по миру".
Экономически оправданной будет трансформация "парного показателя" с мирового масштаба до национального. Сделки между несколькими существенными игроками, которые уже присутствуют в Украине, с большей вероятностью будут влиять на внутренний рынок.
Таким образом, "индивидуальный показатель по стране" целесообразно упразднить, а "парный показатель по миру" сузить до "парного по стране". Новая система показателей будет выглядеть так.
1. Совокупно у всех участников сделки в мировом масштабе или "совокупный показатель по миру".
2. Для минимум двух участников в Украине или "парный показатель по стране".
Этот подход будет соответствовать регламенту ЕС о слияниях (№139/2004) и большинству национальных европейских практик.
Порог реформаторской смелости
Главное отличие между пороговыми показателями в Украине и в развитых странах - их размеры. Эксперты компании "Делойт" собрали и сравнили эти данные по большинству стран Европы.
Пороговые показатели в некоторых странах Европы и в Украине
Страна | Показатель "по миру"* | Показатель "по стране"*, млн евро | Показатель "по миру", % от ВВП** | Показатель "по стране", % от ВВП** |
Италия | 472 | 47 | 0,0307 | 0,0031 |
Польша | 1 000 | 50 | 0,2231 | 0,0112 |
Нидерланды | 113 | 30 | 0,0179 | 0,0047 |
Австрия | 300 | 30 | 0,0975 | 0,0098 |
Словакия | 46 | 14 | 0,0632 | 0,0192 |
Испания | 240 | 60 | 0,0228 | 0,0057 |
Франция | 150 | 50 | 0,0073 | 0,0024 |
Германия | 500 | 25 | 0,0184 | 0,0009 |
Венгрия | 50 | 1,6 | 0,0445 | 0,0015 |
Чехия | 55 | 55 | 0,0324 | 0,0324 |
Украина | 12 | 1 | 0,0112 | 0,0009 |
* Неофициальные данные компании "Делойт энд Туш ЮСК" на основании информации из публичных источников и от зарубежных офисов "Делойт"
** Данные ВВП по информации МВФ за 2014 год - imf.org/external/data.htm
Вывод: показатели, установленные в Украине в 2001 году, крайне низкие и давно не отвечают рыночным реалиям. Они в разы или в десятки раз ниже, чем даже у ближайших западных соседей Украины.
Существующие ограничения, скорее, защищают украинский рынок от инвестиций. При этом никогда не были преградой для становления олигархических монополий.
АМКУ никогда не возражал: чем ниже показатели, тем больше полномочий. Для бизнеса же это не только коррупционные риски, но и большие затраты времени и денег. Новые высокие показатели устранят эти неудобства для инвесторов.
Какими же должны быть эти показатели? Простого сравнения абсолютных цифр недостаточно - суверенные экономики Европы порой сильно отличаются по размеру и структуре. Поэтому эксперты компании проанализировали процентное соотношение их показателей к национальным ВВП (таблица выше).
Экстраполяция полученных коэффициентов на ВВП Украины дает понимание того, как могут выглядеть украинские показатели в контексте западноевропейских. Для усредненного решения эксперты составили корзину из шести экономик: трех развитых (Италия, Франция, Германия) и трех соседних (Польша, Венгрия, Чехия).
Затем они вывели средний показатель процентного соотношения показателей к национальным ВВП и применили этот "средний" коэффициент к ВВП Украины. Эксперты назвали полученный вариант "усредненным".
В Польше - самые высокие пороговые показатели в Европе из известных: показатель "по миру" - 1 млрд евро, "по стране" - 50 млн евро. Польские коллеги рассказали, что это было сделано в 1990-х годах среди прочих мер по максимальной либерализации рынка и привлечению инвесторов.
Применив польские коэффициенты, эксперты получили "максимальные" показатели для Украины.
Варианты новых пороговых показателей для Украины
Варианты новых пороговых показателей для Украины | "Совокупный показатель по миру", млн евро | "Парный показатель по стране", млн евро |
Законопроект №0875, отозван | 50 | 4 |
"Усредненные", на основании показателей Италии, Франции, Германии, Польши, Венгрии и Чехии | 64 | 9 |
"Максимальные", на основании показателей Польши | 240 | 12 |
Конечно, для всесторонней оценки дерегулятивного эффекта от предложенных изменений было бы ценно спроецировать их на показатели всех заявителей, которые получали разрешения АМКУ в последние годы. Однако предпринятые ранее попытки получить эту информацию в АМКУ не увенчались успехом.
На один из депутатских запросов в конце 2014 года был получен ответ, что информация о количестве разрешений в разрезе активов и оборотов в обобщенном виде в комитете отсутствует.
Ее предоставление, говорилось в письме, потребует проведения индивидуального анализа по каждому из 1 417 дел, рассмотренных в течение первого квартала 2013 года - третьего квартала 2014 года.
Неудивительно, что при такой колоссальной и необоснованной загрузке у АМКУ не было времени на качественное осмысление своей работы. Время настало?
Оба варианта - "усредненный" и "максимальный" - эксперты обсудили с компаниями. Большинство высказалось за "максимальные" показатели. Это понятно: бизнес желает немедленной и кардинальной дерегуляции.
Набравший наибольшую поддержку "максимальный" вариант лег в основу законопроекта о повышении пороговых показателей, который эксперты подготовили и передали народным депутатам и АМКУ для изучения.
Лаконичное обобщение полученных комментариев: власть не готова проводить быстрые и решительные реформы так, как это делали в Польше 20 лет назад. Политическая воля "двигать" такой законопроект отсутствует. Это прискорбно.
Заседание Национального совета реформ. Фото president.gov.ua |
Эксперты переработали проект на основании "усредненного" варианта. Есть надежда, что он появится в парламенте. Однако даже такое повышение показателей депутаты могут расценить как чрезмерное и не поддержать.
Компания получила комментарии, что предложенный подход не учитывает девальвацию гривны к евро и падение ВВП и создает условия для дальнейшей монополизации. В ответ хотелось бы отметить следующее.
Первое: проведите же, наконец, настоящую реформу, а не ее имитацию решениями, которые не окажут большого эффекта на экономику.
Второе: не забывайте, что в законе содержится такое самостоятельное условие для контроля над концентрацией, как превышение участниками сделки доли в размере 35% соответствующего или смежного рынка.
Этот критерий должен остаться неизменным или хотя бы не повышаться. Именно он, а не низкие пороговые показатели, сможет стать инструментом борьбы с монополиями. Однако для этого комитет должен, наконец, предложить понятную и прозрачную методологию определения рынков и расчета долей.
Юрий Терентьев на заседании Нацсовета реформ заявил, что монополизация в ТЭК достигает 46,5%, а на рынках транспорта и связи - 33,3%. У нового главы АМКУ много работы в этих направлениях.
Дмитрий Павленко, директор налогово-юридического департамента компании "Делойт", адвокат, кандидат юридических наук