"Универсальные солдаты" профессионального образования
Целесообразно ли делать выбор в пользу широкой подготовки специалистов вместо ее глубины и совершенства?
На днях правительство приняло план приоритетных действий на 2025 год. Хочу обратить внимание на планы, связанные с принятием закона "О профессиональном образовании". Это вторая попытка выполнить этот пункт плана. Аналогичный был включен в план приоритетных действий правительства на 2024 год (п. 134), а до того этот многострадальный закон несколько лет фигурировал в других правительственных и парламентских документах.
Почему это важно? Не потому, что он должен быть. Закон - это инструмент для достижения целей. Каких? Логично предположить, что в период ожидания восстановления и потери специалистов во многих направлениях нужно восстановить профессиональный потенциал.
Почему многострадальный? Как минимум потому, что закон "О профессиональном (профессионально-техническом) образовании", несмотря на многочисленные изменения, датируется 1998 годом и точно ни с философской, ни с идеологической точек зрения не вписывается в концепт "Новой украинской школы" и планы реализации старшей профильной школы.
Речь будет идти не о самом законе или его многочисленных версиях. Я хотел бы коснуться философии подготовки квалифицированных рабочих профильными учебными заведениями.
"Наше профессиональное образование готовит универсальных солдат", - часто говорят специалисты, которые отдали развитию профессионального образования свою жизнь. Мы готовим универсалов, то есть специалистов, которые в течение трех лет подготовки в учреждениях профессионального образования получают до трех профессиональных квалификаций и полное среднее образование.
Типичными сочетаниями таких профессиональных квалификаций являются:
- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства плюс слесарь-ремонтник плюс водитель автотранспортных средств;
- оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм плюс электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования плюс водитель автотранспортных средств;
- лесник плюс тракторист-машинист сельскохозяйственного производства плюс слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования плюс водитель автотранспортных средств.
Мы привыкли гордиться такой подготовкой, тем более, что отзывы от иностранных работодателей, которые, нанимая автомеханика, получают еще и специалиста по рихтовке кузовов с навыками электрогазосварки, только положительные. Но, как всегда, есть "но". Почему-то так не делают в странах и заведениях Германии, которая является одним из безусловных лидеров в сфере развития и качества профессионального образования.
Этот аспект совершенно случайно появился во время общения с экспертами в сфере профессионального образования из Германии и Австрии. Общаясь с ними, мне пришлось немало времени потратить на объяснение, как мы за три года совмещаем подготовку по трем разным квалификациям, одновременно давая полное среднее образование и посвящая минимум 40% учебного времени производственной практике. Das ist Fantastisch, говорили они, но в их глазах было сомнение. Начали разбираться.
Не думаю, что сообщу что-то принципиально новое относительно профессионального образования в Германии. Подготовка по профессии в этой стране длится 2,5-3 года. Этот период включает теоретическую подготовку и практику на предприятиях.
Получить две (две, а не четыре) профессии в Германии можно, но это исключение. Один из таких примеров - программа "Автомеханик-рихтовщик", которая длится 3,5 года. Она включает подготовку автомеханика и кузовного рихтовщика.
Такой сценарий не предусматривает получение среднего образования, поскольку обычно поступающие в учреждения профессионального образования уже имеют среднее образование. Хотя есть и исключения. То есть все 3,5 года отведены на получение двух квалификаций.
Целесообразно ли делать выбор в пользу универсальности подготовки вместо ее глубины и совершенства? Как найти ответ на вопрос, кто ты: лесник, тракторист, слесарь или водитель? Или это зависит от условий и обстоятельств?
Теперь самое время вспомнить проект закона "О профессиональном образовании", который стоит в планах нашего правительства на 2025 год. Конечно, плохо, что нового закона о профессиональном образовании нет, но, может, не так все плохо?
Может, используем эту ситуацию и сделаем акцент на "профессиональности" нашего профессионального образования? Не будем снова переделывать старые подходы на новый лад, что было очевидно при ознакомлении с некоторыми версиями законопроекта, а заложим в новом законе тренды развития системы профессионального образования хотя бы на десять лет? Попробуем урегулировать, в частности, такие вещи.
- Поднимем возрастной порог для поступления в заведения профессионального образования, сделаем его преимущественно на основе полного среднего образования и не будем подменять профессиональное образование профессиональным направлением старшей профильной школы.
- Прекратим комбинировать профессии из-за необходимости заполнить трехлетний срок получения полного среднего образования и сосредоточимся на более основательной подготовке по одной профессии?
- Определим соискателя профессионального образования по дуальной форме работником, а не студентом.
- Позволим заведениям профессионального образования самостоятельно формулировать образовательные программы, определять количество соискателей в группах и пользоваться пределами финансовой автономии, которую еще следует предусмотреть в новом законе.
Желательно подумать о границах автономии учреждений профессионального образования в плане самостоятельности, независимости и ответственности при принятии решений по академическим (образовательным), организационным, финансовым и кадровым вопросам в порядке и пределах, определенных законом, а не отдельными органами государственной власти.