Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Санкции без доказательств

Как особое мнение двух судей Верховного Суда открывает новые возможности для правовой защиты?

Большая Палата Верховного Суда впервые продемонстрировала реальный шаг к критическому переосмыслению санкционной политики президента. В совместном особом мнении двое судей - Олег Кривенда и Михаил Мазур - прямо заявили: отсутствие конкретных, доказанных действий лица, которые стали основанием для санкций, может быть достаточным основанием для отмены соответствующего указа.

Эта позиция стала прорывом в правовом поле, особенно в условиях массового, часто бездоказательного применения санкций, в том числе в отношении граждан Украины.

Нетайные фрагменты этого общего особого мнения подаются ниже, поскольку в настоящее время оно еще не опубликовано в Едином реестре судебных решений.

Почему это важно

Это не просто юридический акт - это сигнал для общества, адвокатского сообщества, правозащитников и судей: санкции могут и должны быть предметом судебного контроля, а не просто инструментом политического влияния.

Ранее жалобы на санкции часто сталкивались с аргументом: мол, это сфера политической целесообразности, следовательно, суд не может вмешиваться. Однако судьи Кривенда и Мазур отмечают: даже в условиях широкой дискреции, действия президента должны соответствовать Конституции, законам и принципам верховенства права.

Что именно написали судьи

В своем общем мнении они заявили:

- применение санкций без указания конкретных действий лица и без доказательств угрозы с его стороны является необоснованным;

- суд обязан проверить не только формальные основания для санкций, но и то, существовала ли реальная угроза, и были ли надлежащие доказательства;

- даже если президент действует в пределах своих полномочий, это не освобождает от необходимости соблюдения стандартов обоснованности и законности.

Контекст: санкции как карательный инструмент?

За последние годы в Украине значительно расширилось применение санкций к физическим лицам, в частности к гражданам Украины. Часто - без четкой мотивации и публичных доказательств.

Как демонстрирует статистика, СБУ выступает инициатором подавляющего большинства санкций, при этом часто даже не информирует лицо об основаниях ограничений. Во многих случаях фигуранты узнают о санкциях уже после их применения. В этом контексте решение Конституционного Суда 2020 года, которое ограничивало роль суда в проверке решений СНБО, стало основой для правовой вакханалии.

Однако теперь, благодаря позиции судей Кривенды и Мазура, судебная власть фактически признает: такая практика противоречит Конституции и международным стандартам прав человека.

Что это меняет

Это создает новую судебную практику, которую уже сегодня можно использовать в делах об обжаловании санкций. Во-первых, адвокаты получают мощный аргумент: указ президента не является неприкосновенным.

Во-вторых, сами суды получают ориентир: обязаны проверять обоснованность и доказательства, а не только форму. В-третьих, это открывает путь для пересмотра уже принятых решений в свете новой правовой позиции.

Проблема и перспектива

Сейчас и само постановление, и особое мнение еще не опубликованы в Едином государственном реестре судебных решений. Однако эти материалы не содержат государственной тайны и уже используются адвокатами для формирования правовой позиции в подобных делах.

Это также повод для более широкой общественной дискуссии. Справедливость не может быть засекреченной. Если санкции накладываются без доказательств, без суда, без возможности защититься - это уже скорее не правовое государство, а карательный механизм.

Выводы

Этот документ - начало системного разговора о балансе между безопасностью и правами человека, об обязательности судебного контроля даже в условиях войны, о том, что даже высшие должностные лица не могут действовать бесконтрольно.

И хотя это лишь отдельное мнение - оно может стать началом изменения судебной практики в санкционной сфере.

Суды должны оценивать по сути деятельность подсанкционного лица: является ли она общественно полезной или общественно вредной в разрезе интересов Украины.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
суды Верховный суд санкции