Украинская правда

Реформа АРМА может принести миллиарды

За пять месяцев 2025 года Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) заключило только два договора с бизнесом об управлении арестованными активами, хотя провело для этого аж 73 конкурса на Prozorro. Что работает не так и, как это изменить?

12 февраля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о реформе АРМА. Суть реформы - прозрачный конкурс на руководителя, независимый аудит и, самое главное, новые правила управления арестованными актами. Последний пункт вызывает сопротивление со стороны действующего руководства Агентства.

Эта реформа - требование Европейского Союза и обязательства Украины в рамках программы Ukraine Facility, благодаря которой наша страна получает средства в государственный бюджет в обмен на реформы. "Цена" реформы АРМА - более 300 млн евро. Эти средства нужны государству для стабильного функционирования и социальных расходов.

Агентство утверждает, что система управления арестованными активами работает хорошо, так что не мешайте.

Однако профильные общественные организации, такие как Transparency International, относительно эффективности АРМА противоположного мнения. Коэффициент полезного действия АРМА по управлению неденежными арестованными активами за два года работы - 13 договоров управления с частным бизнесом. Еще плюс четыре - это договоры о передаче активов в управление госкомпаний напрямую решением Кабинета министров, при минимальном участии АРМА.

При этом именно эти четыре договора с государственными компаниями в 2024 году принесли почти 90% дохода от всех заключенных договоров - миллиард из совокупных 1,17 млрд грн. То есть, 13 договоров с бизнесом принесли лишь около 10% всего дохода - несколько десятков миллионов.

При этом остальные сотни арестованных и вполне прибыльных активов, например ТЦ Gulliver, "Моршинская", сеть функционирующих гостиниц в Одессе или недвижимость Медведчука на набережной Днепра в Киеве могут продолжать прямо или косвенно приносить доход своим владельцам-фигурантам уголовных дел. И этому есть объяснение.

Причина 1. Система управления активами не всегда прозрачна и выгодна для бизнеса

Действующее законодательство предусматривает, что арестованные активы должны быть переданы из АРМА в управление предпринимателей. В обмен на актив - движимое или недвижимое имущество, производственные линии, корпоративные права и т.д. - предприниматели должны заплатить за уже проведенную оценку актива, ежемесячно платить гарантийный платеж, сумму которого определяет АРМА, независимо от того, приносит ли актив доход предпринимателю, платить фиксированный в договоре с АРМА процент от дохода с этого актива, платить любые другие расходы на актив, в том числе для его перезапуска или надлежащей работы.

Себе предприниматель имеет право оставить фиксированный в договоре процент от дохода. При этом, информацию о фактической или ожидаемой доходности актива АРМА не обнародует. Кроме того, перспективы снятия ареста с любого актива неопределенные, поэтому всегда есть вероятность, что это произойдет до того, как предприниматель-управитель получит доход для компенсации своих вложений. Следовательно, эта система не является коммерчески привлекательной. Если, конечно, предприниматель и АРМА не вступают в сговор, при котором АРМА закрывает глаза на необоснованные расходы или работу "в серую".

При этом, объявления АРМА о поиске управителей не содержат даже минимально необходимой информации, чтобы оценить актив и вызвать интерес у бизнеса, о чем прямо говорят сами предприниматели. Для получения информации бизнесу предлагается обратиться в АРМА, что само по себе - коррупционный риск.

Причина 2. АРМА искусственно делает управление определенными активами непривлекательным для "стороннего" бизнеса

Обязательные к уплате гарантийные платежи для управляющих активов, на первый взгляд, высчитываются АРМА по сухой математической формуле. Однако на практике получается, что суммы гарантийных платежей никак не соотносятся с доходностью активов за предыдущий год и в некоторых случаях делают шансы на появление управляющего очень сомнительными.

Пример тому - отбор управляющего для арестованного у Федерации профсоюзов Октябрьского дворца на Майдане Независимости. АРМА выдвинула к потенциальным управляющим требование платить гарантийный платеж в размере 2 млн грн в месяц, оплатить 40 тыс. грн за проведенную оценку Октябрьского дворца, а также застраховать его.

При этом, по данным Youcontrol, доход Октябрьского дворца за весь 2024 год составил ориентировочно 28 млн грн, а обязательные расходы - около 27 млн грн. Таким образом, чтобы выполнить условия АРМА, потенциальный управляющий должен был бы заплатить 24 млн грн гарантированного платежа и дополнительно - около 23 млн грн из собственного кармана, чтобы покрыть ежегодные расходы на налоги, заработную плату, коммунальные услуги, охрану и содержание объекта в надлежащем состоянии. Эта бизнес-модель явно вызывает вопросы.

Для сравнения, приведем пример конкурса на поиск управляющего для имущества и корпоративных прав производителя ягод ООО "Украинская ягода". По данным Youcontrol, в 2024 году компания заработала почти 23 млн грн. Однако для управляющего "Украинской ягоды" АРМА установила гарантийный платеж на уровне чуть менее 65 тыс. грн в месяц. Согласитесь, соотношение гарантийного платежа и ожидаемой доходности выглядит более коммерчески приемлемым.

Установленные АРМА нереалистичные требования привели к тому, что поиск управляющего для Октябрьского дворца ожидаемо провалился - и рискует проваливаться в дальнейшем. Сейчас для участия в конкурсе не подался никто, а сама процедура приостановлена в связи с обжалованием в АМКУ.

Что же тем временем происходит с Октябрьским дворцом? Он был арестован у Федерации профсоюзов Украины и передан в АРМА еще в 2022 году. Из его афиши очевидно, что там регулярно организуют коммерческие мероприятия. Кроме того, часть помещений публично сдается в коммерческую аренду для конференций, круглых столов и других событий. Таким образом, уже третий год арестованное имущество очевидно генерирует доход.

Однако вместо государственногобюджета он, вероятно, идет предприятию Федерации профсоюзов Украины "Международный центр культуры и искусств профсоюзов Украины". Само предприятие открыто утверждает, что именно они продолжают пользоваться имуществом.

Причина 3. АРМА не спешит ни искать управляющих, ни продавать активы, которые быстро портятся. В это время активы разрушаются, гниют и приносят государству убытки

В 2021 году Высший антикоррупционный суд арестовал у украинского владельца 342 тонны зерна кукурузы для кормовых нужд урожая 2020 года, которая хранилась на элеваторах ГП "Ахтырский КХП". Попытки реализовать это имущество как такое, что быстро портится и теряет свою стоимость, безуспешно происходили в апреле-мае 2023 года на площадке Сетам.

Тогда его стартовая цена составляла почти 2,5 млн грн и, согласно правилам аукциона, должна была бы вырасти. Недавно, уже в 2025 году, АРМА таки продало эту кукурузу, установив стартовую цену на уровне уже 723 тыс. грн за 342 тонны, и выручив за нее в результате аукциона 1,6 млн грн.

Кукуруза действительно могла потерять в цене, учитывая фитосанитарную экспертизу о наличии в зерне насекомых и четыре года хранения на элеваторе. Вместе с тем, если бы она была реализована два года назад, еще в 2023 году, то АРМА могло бы выручить для государства минимум плюс миллион гривен.

Если суд примет решение, предусматривающее возврат владельцу арестованного у него имущества, АРМА будет обязана возместить владельцу стоимость продукции - и тогда государство должно будет еще и покрывать убытки владельца из карманов налогоплательщиков.

Аналогичная история с прошлогодней продажей карбамидных удобрений: арестованные в середине 2023 года, они попали на реализацию только в апреле 2024. За чуть более чем 4470 тонн АРМА удалось выручить для государства около 32 млн грн, хотя стартовая цена лота была около 64 млн грн.

По данным Transparency International, между моментом вынесения решения о передаче актива в АРМА до момента объявления конкурса об отборе ему управляющего проходит в среднем 17 месяцев. И это справедливо только для активов, которые в конце концов попали на Prozorro, а таких меньшинство. В течение этого времени арестованный актив может либо находиться под фактическим контролем своего владельца, либо разрушаться и терять стоимость.

Яркий пример - арестованный в августе 2022 года завод "Львовская изоляторная компания", который производит стеклянные изоляторы для функционирования энергетической инфраструктуры. Завод был передан в управление государственной "Укрэнерго" только в конце января 2025 года. Почти три года производство простаивало и теряло свои позиции на рынке. Ответственность за промедление не понес никто, поскольку действующая система не устанавливает никаких сроков, в течение которых актив должен быть передан в управление.

Причина 4. Действующий закон обязывает управляющего корпоративными правами, принадлежащими россиянам или связанным лицам, согласовывать с ними свои действия

Весомая доля арестованных у российских бенефициаров активов приходится на корпоративные права - доли в уставном капитале, акции или паи. Нынешняя редакция закона об АРМА запрещает управляющему управлять таким активом по своему усмотрению - каждый шаг надо согласовывать с гражданами страны-оккупанта.

Соответственно, эффективное управление такими активами, например, арестованными у россиян корпоративными правами "Моршинской", или 25% "Корюковского вагоностроительного завода", невозможно. Это неприемлемый на четвертом году войны абсурд, который давно пора отменить.

Решение

В законопроекте мы предлагаем установить объективные условия для привлечения реальных предпринимателей на управление арестованными активами. В частности, изменения заставят АРМА обнародовать четкий перечень данных об арестованном активе, составлять ориентировочный план управления активами, где придется просчитывать реалистичные источники получения доходов и показатели расходов, а также ожидаемые ежемесячные поступления от управления.

Управляющего будут выбирать на электронных аукционах на Prozorro двумя способами в зависимости от уровня сложности актива - простого (квартира, автомобиль и т.д.), или сложного (целостный имущественный комплекс вроде Новояворовской ТЭЦ, арестованной у Дубневичей).

В случае, если в аукционе приняло участие менее двух участников, как это часто бывает сейчас - аукцион признается несостоявшимся.

Решение об отборе управляющего для сложного актива АРМА больше не будет принимать самостоятельно - для этого законопроектом предлагается создать межинституциональную комиссию с участием бизнес-омбудсмена. Для предотвращения появления дискриминационных условий АРМА не будет иметь возможности единолично устанавливать условия для отбора управляющих.

Если же аукционы не дают должного результата - АРМА будет обязана перейти к закупке услуги по управлению активами за четко установленную ежемесячную плату, при этом управляющий не будет претендовать на процент от дохода.

Законопроект четко регламентирует, за какой срок АРМА должен объявить конкурсы для поиска управляющих, а значит, проволочки, которые растягивают на месяцы и годы, будут прекращены.

Наконец, законопроект отменяет требование к управляющему согласовывать действия по управлению корпоративными правами с россиянами и российскими предприятиями.

Ожидаем, что количество арестованных активов, которые простаивают без управления, будет уменьшаться, а доход от управления активами - кратно расти.

Очевидно, действующее законодательство позволяет АРМА неэффективно работать и избегать ответственности. Поддержка настоящей реформы АРМА позволит не только получить миллионный транш европейской финансовой поддержки в украинский бюджет, но и заставить арестованные активы действительно работать на Силы Обороны, а не на врага или чиновничью бездеятельность.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
АРМА госбюджет