Украинская правда

Президент впервые отменил санкции в отношении банкира

Процедура отмены санкций должна стать прозрачной и эффективной, это признак зрелой институциональной способности.

С начала большой войны Украина активно применяет санкции как инструмент экономического и политического давления. Сейчас в санкционных списках 21 тыс. физических и юридических лиц. Хотя во многих случаях это оправданный шаг, особенно в условиях войны, далеко не всегда санкции были обоснованными.

До большой войны и после ее начала Украина действовала быстро, иногда даже слишком. Под ограничения попадали люди и компании не из-за реальных связей с государством-агрессором, а из-за устаревших публикаций в интернете или непроверенных предположений. Юридические основания для санкций часто заменял информационный шум.

Санкции постепенно стали заменой других правовых механизмов: привлечения к уголовной ответственности, судебных исков по реприватизации. То есть из инструмента защиты нацбезопасности они превратились в механизм, который создает риски для репутации, инвестиционного климата и самой идеи правового государства.

Санкции без доказательств – это не о справедливости, а о произволе. До прошлых выходных государство не признавало своих ошибок в санкционной политике. За десять лет существования санкций случаи их отмены были единичными.

Революционным стало дело гражданина Франции, когда Верховный Суд стал на сторону подсанкционного лица и президент Украины признал ошибку. Что произошло?

В феврале 2023 года президент по инициативе Национального банка Украины применил санкции к банкиру из-за его трудоустройства в руководящем органе российского банка. На самом деле заявленных оснований не существовало: лицо прекратило любое сотрудничество с этим банком еще в октябре 2020 года.

Мы начали комплексную работу для отмены санкций и восстановления репутации лица на административном и судебном уровнях. Доказательства безосновательности введения санкций предоставлялись Нацбанку, Совету национальной безопасности и обороны, президенту и другим государственным органам. Отдельно было привлечено посольство Франции в Украине, что подчеркнуло репутационное значение дела на международном уровне.

За два года борьбы санкции удалось отменить. В феврале Верховный Суд признал незаконным указ президента о применении санкций. Это первое судебное решение, которое отменяло санкции, примененные действующим президентом. Понимая очевидную бесперспективность, президент подал апелляцию, поэтому решение не вступило в силу.

4 октября 2025 года, не дожидаясь результатов рассмотрения апелляции, президент исправил ошибку и своим указом окончательно отменил санкции. Фактически он выполнил требования Европейского суда по правам человека, который отмечает обязанность государства проверять реальность и обоснованность оснований для санкций.

Значение этого дела трудно переоценить. Этот прецедент стал основанием для переоценки всего санкционного списка. Так, 10 октября 2025 года президент отменил ограничительные меры в отношении еще одного физического лица из этого же списка.

Признание государством своих ошибок – положительный сигнал. Бизнес - климат нуждается в прогнозируемости. Санкции без четкой аргументации, отсутствие эффективной процедуры их проверки и отмена – сигнал инвесторам о правовой неопределенности в Украине. Зато отмена ложных санкций демонстрирует бизнесу, что правовая система государства способна работать даже в политически чувствительных вопросах.

Надеемся, что это дело станет катализатором изменений в санкционной сфере: основания для применения санкций будут тщательно изучаться, а государство будет не только вводить ограничения, но и правовым способом устранять собственные ошибки.

Процедура отмены санкций должна стать прозрачной и эффективной, чтобы лицо, к которому безосновательно применены санкции, не ждало два года на восстановление своих прав и репутации. Именно это является признаком зрелой институциональной способности.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
санкции президент Верховный суд