Миллиард на восстановление
Верховная Рада дала зеленый свет частным инвестициям.
Публично-частное партнерство - инструмент, с помощью которого государство и бизнес могут быстро и эффективно реализовывать критически важные проекты. Такое сотрудничество позволяет не только обновлять инфраструктуру и улучшать услуги, но и реально влиять на восстановление страны после военных разрушений. Это об объединении инвестиций, ответственности и общей выгоде.
Пока внимание мира приковано к линии фронта, Украина тихо строит архитектуру для собственного "плана Маршалла", питающегося не только донорской помощью, но и частным капиталом. Ключом к разблокированию этой многомиллиардной возможности является кардинальная реформа законодательства о публично-частном партнерстве (ПЧП).
Общая стоимость восстановления и восстановления, по общей оценке правительства, Всемирного банка и ООН, достигает 486 млрд долл. Это не просто цифра убытков, а определение размера рынка, на котором частный сектор может сыграть ключевую роль.
После лет неудачных попыток в сфере ПЧП Украина получила долгожданный импульс к реальному запуску этого инструмента. Формально механизм ПЧП существовал давно, но не работал: из 200 заключенных договоров реализовывались только 22. Это свидетельствовало о том, что старая модель была громоздкой и неэффективной.
19 июня 2025 года Верховная Рада приняла критически важный для послевоенного восстановления страны закон №7508 - фундаментальную реформу ПЧП.
Документ в корне меняет подход к партнерству между государством, громадами и бизнесом, открывая возможности для реализации проектов даже в самых маленьких населенных пунктах. Это больше, чем обновление правил, это построение новой экосистемы, направленной на возвращение украинцам "нормального качества жизни", как подчеркивает председатель комитета ВР по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха.
Отныне громады могут выступать равноправными участниками процесса, а бизнес - не только подрядчиком, но и соинвестором и управленцем. Публично-частное партнерство охватывает не только передачу объектов в концессию, но и совместное финансирование, распределение рисков и прибыли, управление услугами и имуществом.
ПЧП нового поколения: партнерство вместо подряда
Закон значительно расширяет перечень отраслей, где может применяться механизм ПЧП. Кроме традиционных инфраструктурных проектов, партнерство распространяется на энергетику, здравоохранение, образование, туризм, спорт, ІТ, социальные услуги, жилищное строительство (включая модульное и временное жилье для ВПЛ), управление отходами, мелиорацию. Таким образом, частные инвестиции могут прийти даже в те сферы, которые ранее считались исключительной прерогативой государства.
Особенно важно, что впервые ПЧП разрешено в оборонном секторе. Это открывает новый рубеж для частных инвестиций в модернизацию украинского ВПК.
Закон вводит гибридную модель финансирования проектов: государственные и местные бюджеты, гранты, частные инвестиции. Государство может оплачивать создание инфраструктурного объекта поэтапно, сразу получая его в эксплуатацию без перекладывания рисков спроса на частного партнера. Это позволяет оптимизировать бюджетные расходы и привлечь бизнес к восстановлению на приемлемых условиях.
Государство предлагает следующие формы поддержки частного инвестора: государственные и местные гарантии, безвозвратное софинансирование, плата за эксплуатационную готовность, гарантии спроса, выкуп товаров и услуг, поставки сырья, строительство смежной инфраструктуры, предоставление грантов, содействие привлечению средств из различных источников.
Безбарьерный старт для малых громад
Ранее проекты на уровне села или небольшого городка "умирали" еще до старта: ТЭО, экспертизы, обоснования - это было слишком сложно и дорого. Для проектов стоимостью до 5,3 млн евро введена категория "ПЧП с допороговым значением". Для них не нужно готовить полное ТЭО, достаточно подать концептуальную записку.
Это решение снижает бюрократические барьеры и расходы, позволяя общинам реализовать локальные проекты (от очистных сооружений или школьных спортзалов до энергоэффективных систем) значительно быстрее и дешевле. Как отмечает Наталуха, особенно важно, что теперь реализация таких проектов возможна и на локальном уровне, что позволяет малым городам и селам быстрее запускать инициативы.
Если такой проект касается строительства жилья, предполагается, что выгодоприобретатели-физлица также будут иметь право на приобретение права собственности.
Упрощенная процедура восстановления
В период действия военного положения и в течение семи лет после его завершения для проектов восстановления инфраструктуры действует специальная упрощенная процедура.
Проекты ПЧП или концессии, вошедшие в утвержденные государственные или местные перечни, подлежат ускоренной подготовке: не нужны ТЭО, концептуальные записки или анализ эффективности. Достаточно короткого описания, которое рассматривает комиссия. Это сокращает подготовку почти на год, что важно в условиях масштабных разрушений.
Включение в перечни происходит с учетом официальных данных о разрушенной инфраструктуре, потребности в здравоохранении, энергетике, социальной сфере, транспорте. Приоритетными направлениями для быстрого восстановления являются жилье, транспорт и энергетика, где совокупные потребности превышают 230 млрд долл.
Электронная система - прозрачно и публично
Все этапы реализации ПЧП - от квалификации до заключения договора - будут происходить через Единую электронную торговую систему (ЕТС).
Она содержит базу данных, электронные площадки, кабинеты участников, виртуальные комнаты данных. Подача заявок, обмен документами, предварительные консультации и проведение конкурсов будут происходить автоматизировано и открыто, минимизируя человеческий фактор и коррупционные риски. ЭТС будет работать на основе четких правил, определенных уполномоченным органом. Запрещено совмещать функции администратора системы и оператора площадки во избежание конфликта интересов.
Правила игры - четкие и унифицированные
Закон предусматривает типовые требования к участникам ПЧП для похожих проектов по восстановлению инфраструктуры и экономики. Это дает возможность участникам пройти преквалификацию один раз и автоматически претендовать на участие в группе подобных проектов, например, строительстве нескольких амбулаторий. Это устраняет дублирование проверок, упрощает планирование и сокращает расходы для частных партнеров.
Также утверждены три конкурсные процедуры для избрания частного партнера: открытые торги, торги с ограниченным участием и конкурентный диалог. Кроме того, установлены требования к заявке ESPD (Единого европейского закупочного документа), которая подается через ЕТС и соответствует регламенту ЕС 2016/7.
Новые гарантии для бизнеса
Закон закладывает беспрецедентные гарантии стабильности условий для частного инвестора в течение всего срока действия договора. В частности, на ПЧП-проект будет распространяться законодательство, в частности налоговое, действующее на дату заключения соглашения, независимо от дальнейших изменений. Это так называемая дедушкина оговорка, которая должна была бы стать мощным щитом от политических и законодательных рисков, но, к сожалению, мы уже видели нарушение таких принципов относительно режима "Дія сіті".
Изменения, улучшающие положение частного партнера (льготы, снижение налогов), будут применяться автоматически. В случае наступления изменений, которые наносят ущерб частному партнеру, предусмотрена компенсация потерь. Установлен запрет на вмешательство власти в деятельность партнера, а во время военного положения действует запрет на ограничение государственной поддержки в виде бюджетных платежей.
Дополнительным ответом на беспокойство инвесторов является внедрение страхования военных и политических рисков. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (MIGA) Мирового банка и Американская корпорация по финансированию международного развития (DFC) уже предоставляют страховое покрытие для проектов в Украине. Например, MIGA обеспечила покрытие на 215 млн долл., а DFC анонсировала страхование на более чем 350 млн долл. для проектов в производственном секторе и сфере образования.
Роли и взаимодействие сторон: четко и гибко
Закон определяет гибкую модель распределения ролей между участниками партнерства. Публичными партнерами могут быть государство, общины и государственные предприятия - в зависимости от того, кому принадлежит объект или кто финансирует его создание.
В случае участия нескольких государственных партнеров их полномочия будут регулироваться отдельным договором. Они будут нести субсидиарную ответственность за все обязательства государственной стороны, что гарантирует защиту интересов инвестора даже в случае неспособности отдельного партнера выполнить свои обязанности.
Частные партнеры могут создавать специальные проектные компании (SPV) или действовать консорциумом с солидарной ответственностью. В проектах стоимостью более 10 млн евро следует обязательно привлекать советников, которые отбираются по конкурсу.
Доноры имеют право финансировать советников, заключать договоры с обеими сторонами ПЧП и даже инициировать замену частного партнера при наличии соответствующего положения в грантовом и ППП-договоре. Активное привлечение международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк и ЕБРР, к структурированию проектов и оказанию поддержки является одной из предпосылок успеха реформы.
Итак, закон №7508 - это больше, чем модернизация законодательства. Это рестарт ПЧП в новом формате: с привлечением капитала, адаптацией к послевоенному восстановлению, внедрением стандартов ЕС (PIERS и ESPD), усилением прозрачности, упрощением процесса, конкуренции и социальной ориентированности.
Раньше механизм ПЧП был мертвым: сложные процедуры, правовая неопределенность, узкие области применения и тотальное недоверие к публичному партнеру. Теперь создается целостная экосистема, где риски инвестора минимизируются через прозрачные электронные процедуры, стабилизационные оговорки и международное страхование, а возможности подкреплены большим рынком восстановления и политической волей.
Если государство и бизнес смогут воспользоваться этими инструментами, то нас ждут не только восстановление, но и модернизация страны. Инвестиции в ПЧП - это стратегический выход на рынок будущего члена ЕС, который перестраивает инфраструктуру по современным стандартам. Это шанс стать частью крупнейшего инфраструктурного проекта XXI века и приобщиться к созданию устойчивой и европейской Украины.
Соавтор - Эльмира Шевченко, младший юрист Eterna Law