Украинская правда

Лекарства без наценки. Как государство удешевляет медицинские товары

70% украинцев хотя бы раз отказывались от покупки лекарств из-за их стоимости, показал опрос КМИС в 2023 году. Это крайне опасная статистика.

Вряд ли кого-то удивлю, если скажу, что изготовление и продажа лекарств - это бизнес. К тому же - бизнес очень прибыльный. Если вам нужен пример, попробуйте посчитать, сколько аптек расположены на вашей улице. Если бы эта история не приносила миллиардные прибыли, новые аптеки не росли бы, как грибы после дождя.

По правилам рыночной экономики большая конкуренция должна была бы защищать от чрезмерно высоких цен на продукцию, но не тогда, когда речь идет о фармацевтической отрасли. Несколько десятков фармкомпаний, которые охватывают почти весь украинский рынок, обычно просто договариваются о ценовой политике. Поэтому когда цены на лекарства повышаются, а это происходит часто, ценники меняют аптеки всех сетей.

12 февраля 2025 года СНБО принял решение "О дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев". Оно содержит пошаговый план снижения и стабилизации цен. Мы к этому вернемся, но сначала поговорим, как фармкомпании и аптеки искусственно завышали цены.

Поставь мой товар на видное место и получи бонус

Цены на лекарства часто повышаются искусственно в рамках взаимодействия фармкомпаний и аптек. В 2024 году АМКУ обнаружил, что аптечные сети получали миллионы гривен "откатов" за продажу определенных брендов и называли это маркетинговыми платежами.

Это финансовое или нефинансовое вознаграждение, которое производитель лекарств платит аптеке, аптечной сети или дистрибьютору за "особое" отношение к своему продукту. Фактически это легализованные (а иногда и не совсем) "откаты" за продвижение.

Как это работает? Производитель или дистрибьютор говорит аптеке: "Хочешь получать по 10 гривен с каждой проданной упаковки моего препарата - ставь его на видное место на полке и рекомендуй клиентам, хотя мой препарат дороже аналогов".

Таким образом, аптеки предлагают посетителям не лучшие и более дешевые лекарства, а товары, с производителями которых аптека лучше "дружит". Со временем в отдельных случаях это превратилось в платеж за допуск на полку. Теперь производители или импортеры "обязаны" платить аптечным сетям за место на полке. Если отказываются - их не продают. Аптеки используют огромные маркетинговые бюджеты на расширение сетей (новые аптеки, новые полки - больше денег за маркетинг).

До 2025 года в Украине не было единых ограничений на аптечные наценки для всех категорий лекарств. Регулирование цен касалось преимущественно препаратов, которые покупались за бюджетные средства или подлежали возмещению в рамках государственных программ. Для других лекарств аптеки могли устанавливать наценки по своему усмотрению, что иногда приводило к увеличению стоимости препаратов на 80-100% от оптовой цены.

Как бороться с системой, приносящей миллиарды

С 1 марта 2025 года цены на сто популярных лекарств украинского производства снижены на 30% благодаря декларации, заключенной между крупнейшими национальными фармкомпаниями, дистрибьюторами и аптечными сетями. Запрещены маркетинговые платежи и отменены бонусы аптекам за продвижение.

Кроме того, Министерство здравоохранения ввело предельные наценки, которые могут устанавливать аптеки или дистрибьюторы на оптовые цены, по которым они получают товары от производителей: 8% - предельная дистрибьюторская наценка; 10-25% - предельная аптечная наценка на рецептурные препараты; до 35% - на безрецептурные.

Вы можете проверить, работает ли это, просмотрев цены на определенные препараты на известном сайте. Хотя это выглядит просто, на практике все значительно сложнее.

Почему не все работает идеально

Если коротко - потому что ничего не работает идеально. Если вдаваться в детали, то система, которая годами работала и приносила выгоду своим владельцам, сопротивляется.

После запрета бонусов аптекам некоторые компании начали маскировать оплату рекламы под образовательные мероприятия, тренинги для фармацевтов, информационное партнерство. Договор о промоции бренда через семинары - это та же схема, только в другой обертке. Часть аптек и дистрибьюторов выводит наценки в "обслуживание", "доставку" и "логистику". Технически это не торговая наценка, но пациент платит больше.

Есть спекуляции вокруг парафармацевтики. Производители пытаются выводить продукты в сегмент БАДов или "средств общего назначения", которые не регулируются так жестко, хотя пациент воспринимает их как обычные лекарства.

Эти злоупотребления нельзя назвать системными и распространенными. Впрочем, они есть и мы о них знаем. Закон о БАДах уже подписан и будет введен в действие 27 сентября 2025 года. Нарушителями будут заниматься компетентные органы.

Как государство расширяет доступ к лекарствам

С 1 апреля перечень лекарств, которые должны продаваться по сниженным ценам, расширился. К декларации присоединяются новые фармкомпании. В целом перечень лекарственных средств, отпускаемых по сниженным ценам, насчитывает более 300 позиций.

Также команда Минздрава запустила проверки аптечных сетей в сотрудничестве с Гослекслужбой и Госпродпотребслужбой; разрабатывает критерии "маркетинговой деятельности" (что разрешено, а что является скрытым подкупом); внесла изменения в законодательство, которые заставят прозрачно раскрывать цены на лекарства (реферирование).

Напоследок - несколько советов. Покупая лекарства, проверьте, есть ли они в списке препаратов, на которые производители предоставляют скидки. Если аптека пытается продать товар дороже - фиксируйте нарушение и подавайте жалобу в Госпродпотребслужбу.

В жалобе укажите адрес аптеки, дату приобретения, название лекарства и цену, вызывающую подозрение (завышение, отказ продавать более дешевый вариант), добавьте фото и чек, если есть. За это аптеку могут оштрафовать и даже лишить лицензии.

Вывод с надеждой на лучшее

Более 30 лет ценовой политикой на лекарства в ритейле мало кто занимался. Это породило ряд схем и спекуляций, цель которых - заставить клиента платить больше. Безусловно, развитие бизнеса крайне важно для государства, особенно сейчас, но не менее важно, чтобы этот бизнес осознавал свою социальную ответственность.

Я искренне благодарю все фармкомпании и аптеки, которые присоединились к программе снижения цен на лекарства для населения. Надеюсь, что этот список будет расширяться. Ведь доступ к качественным медицинским товарам, которые не стоят всех денег мира, это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
цены Минздрав аптеки лекарства рынок лекарств