Украинская правда

Электронные сигареты: легализовать нельзя запретить

Каким должно быть регулирование рынка электронных сигарет.

Рынок электронных сигарет - самый динамичный среди подакцизных товаров с точки зрения его расширения и развития.

В последние годы был реализован ряд законодательных инициатив для регулирования этого рынка, четкого и окончательного закрепления правил производства и оборота жидкостей для электронных сигарет, формирования механизмов налогообложения такого товара и его позиционирования как части традиционного рынка подакцизных товаров.

Особенности рынка и проблемы регулирования

По данным специалистов рынка, в Украине функционируют не менее 2,5 тыс. специализированных магазинов, реализующих электронные сигареты. Это без учета представления этой продукции в классическом ритейле и на интернет-ресурсах. При этом количество точек реализации растет с каждым днем. Это свидетельствует о высоком уровне спроса и росте объема рынка жидкостей для электронных сигарет.

Правильным решением является стремление государства регулировать такой рынок и отнести жидкости для электронных сигарет к подакцизной группе товаров, ведь основная задача такой продукции - доставка никотина в организм человека альтернативным путем, отличным от классического табакокурения.

В отличие от классических табачных изделий, где основным компонентом является обработанный табачный лист, в жидкостях для электронных сигарет используются монопропиленгликоль, пищевой глицерин, пищевые ароматизаторы и никотин.

Эти вещества также используются в различных отраслях промышленности: пищевой, аграрной, фармацевтической, косметической. Благодаря такому значительному распространению составляющих жидкостей для электронных сигарет представители рынка могут реализовывать эти компоненты как отдельные продукты, которые смешивает конечный потребитель.

Ни один компонент, входящий в жидкость для электронных сигарет, не является предметом специализированного учета и не облагается акцизным налогом. Поэтому жесткое регулирование оборота любого из этих компонентов невозможно без негативного влияния на другие отрасли, которые используют их для производства товаров широкого потребления.

Такой механизм реализации, несмотря на негативный контекст с точки зрения акцизного налогообложения, имеет и положительные моменты. Почти все представители рынка являются субъектами предпринимательской деятельности, что свидетельствует о наличии желания работать официально и платить налоги в обоснованных объемах. Нелегальные продавцы выигрывают на маржинальности, цене для конечного потребителя, отсутствии необходимости полноценно учитывать свою деятельность согласно законодательству.

Поскольку объективнаявозможность регулировать отдельно компоненты, из которых состоит жидкость для электронных сигарет, отсутствует, то следует сместить акцент в плане регулирования рынка на основной компонент - никотин.

Он входит в товарную категорию УКТВЭД 2939 и является сырьем, которое запрещено для реализации розничному покупателю. За незаконную продажу предусмотрен штраф в размере 200% от реализованной продукции, но не менее 17 тыс. грн за один факт реализации. Однако реалии рынка свидетельствуют, что ритейлеры находят пути, которые позволяют передать такой продукт конечному потребителю без факта реализации.

Учитывая описанные особенности рынка компонентов, из которых состоит жидкость для электронных сигарет, и с целью надлежащего урегулирования этой сферы важно обеспечить законодательное регулирование продукта "компонент никотиновый для насыщения жидкостей для электронных сигарет никотином".

Такой товар по своему назначению не является сырьем. Это готовый к использованию продукт, обеспечивающий усиление крепости жидкости для электронных сигарет. Он может стать идеальной основой для администрирования с точки зрения законодательства, что позволит получить стабильные существенные поступления в бюджет в виде акцизного налога, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость.

Как урегулировать рынок жидкостей для электронных сигарет

По итогам анализа законодательной базы для детенизации рынка жидкостей для электронных сигарет стоит реализовать следующие нормы.

В товарной группе 2404 "Жидкости, используемые в электронных сигаретах" присутствует подгруппа с кодом 2404199090 (прочее), которая подходит для включения в нее компонента никотинового для насыщения жидкостей для электронных сигарет никотином.

Эта подгруппа имеет отличный код УКТВЭД от никотина как сырья. Это позволит разграничить сырье, которое не может подлежать обложению акцизным налогом, и готовый продукт, который является подакцизным по аналогии с неризанным, неферментированным табачным листом, который также не является подакцизным продуктом, а является сырьем.

Важно законодательно ограничить массовую долю никотина в продукте до 100 мг/мл. При использовании по назначению это приведет к образованию продукта, который не противоречит законодательству, а именно - будет иметь массовую долю никотина 20 мг/мл.

Реалии рынка работают по принципу добавления 5 мл раствора никотина в 25 мл жидкости, которая состоит из монопропиленгликоля, глицерина и пищевых ароматизаторов. Такой формат будет соответствовать требованиям ЕС по концентрации массовой доли никотина в жидкости, готовой к использованию (директива 2014/40/ЕС).

Необходимо внедрить новый тип лицензии: право на розничную продажу компонента никотинового для насыщения жидкостей для электронных сигарет. Стоимость такой лицензии - 80 тыс. грн в год за одно место реализации и 300 тыс. грн - в случае реализации через интернет. Следует предусмотреть возможность ежеквартальной платы за лицензию.

Указанная стоимость лицензий увеличит поступления в городские бюджеты по месту осуществления деятельности и будет мотивировать участников рынка соблюдать требования законодательства, потому что его несоблюдение приведет к потере дорогой лицензии.

Важно запретить хранение и реализацию никотиносодержащих смесей и растворов никотина с кодом УКТВЭД 2939 в местах розничной торговли. Такой запрет сделает невозможным хранение никотина как сырья и его реализацию розничному покупателю, поскольку указанный код определяет именно сырье, требующее переработки.

Целесообразно увеличить ответственность за такое нарушение в десять раз (200% от реализованной продукции или продукции, которая хранится, но не менее 170 тыс. грн). Компонент никотин будет подакцизным под другим кодом УКТВЭД.

Оборот никотина по товарной группе УКТВЭД 2939 для производителей и импортеров необходимо оставить без изменений по аналогии с табачным необработанным листом, ведь никотин под кодом УКТВЭД 2939 является сырьем, а не готовым продуктом.

Такой подход позволит выявлять злоупотребления при изготовлении продукции производителем путем математического анализа: сравнением количества входящего сырья и количества выпущенной подакцизной продукции. Важно, что негативное влияние на другие, не касающиеся отрасли, которые в своей деятельности используют никотин (фармацевтическая, аграрная, косметическая), в таком случае будет отсутствовать.

Какими будут последствия

Реализация этих инициатив позволит сформировать прогнозируемый, контролируемый и пригодный для эффективного администрирования рынок жидкостей для электронных сигарет, создаст инструменты для противодействия недобросовестным участникам отрасли.

Цель предлагаемых изменений - не запретить существование рынка, а обеспечить его прозрачное и объективное регулирование. В случае полного запрета все продажи перейдут в неформальный сектор. Тогда государство потеряет и контроль, и налоговые поступления, и возможность влиять на ключевые регуляторные процессы.

Надеюсь, что парламент и Кабинет министров ответственно подойдут к урегулированию рынка жидкостей для электронных сигарет для создания прозрачных правил игры, защиты потребителей и обеспечения стабильных поступлений в бюджет.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
законодательство акциз табачные изделия ЕС