Цифровая волна спасает морские порты
Как современные цифровые платформы меняют украинскую логистику.
Война, блокады и изменение экспортных коридоров стали значительным испытанием для морских портов. Однако вместо коллапса Администрация морских портов Украины (АМПУ) не только восстановила объемы грузооборота почти до докризисных уровней, но и кардинально трансформировала логистику благодаря цифровизации. В частности - через создание и внедрение веб-приложения DocPort.
С сентября 2023 года по июнь 2025 года порты обработали более 4 800 судов с общим грузооборотом 126 млн тонн. Зерно составило около 63%, сталь - 26%, руда и нефть - по 4%. В то же время российские атаки вызвали разрушение более 400 инфраструктурных объектов и 40 гражданских судов. Например, атака на судно Optima 7 октября 2024 года или обстрел Oris Helga 24 мая 2025 года свидетельствуют, что угроза блокады с моря остается актуальной.
АМПУ отреагировала не только латанием повреждений, но и комплексной реформой критической инфраструктуры и механизмов безопасности. В частности реконструированы гидротехнические сооружения, защищены подъездные пути, модернизированы системы охраны и внедрены "зеленые" подходы через государственно-частное партнерство.
Была внедрена цифровая система "единого окна" DocPort, которая интегрируется с государственными системами, соответствует международным стандартам, позволяет автоматизировать документооборот, согласовывать договоры в электронном виде, планировать заходы судов, контролировать движение автотранспорта и очереди.
Первые результаты впечатляют: оформление электронного пропуска теперь занимает одну минуту вместо нескольких недель, а пропуск автотранспорта сократился с суток до 10-15 мин. Сейчас в системе зарегистрировано более 33 тыс. водителей и 32 тыс. грузовиков, выдано 253 тыс. пропусков для обработки более 7 млн тонн грузов.
Благодаря этому пропускная способность портов выросла на 3-5% без инвестиций в строительство объектов. DocPort успешно работает в портах Рени, Измаил и Черноморск, а недавно его внедрили в Одессе. Теперь водители могут получать пропуска прямо в мессенджерах. Система минимизирует бюрократию, оптимизирует потоки, делает процесс обработки грузов быстрым и прогнозируемым.
До конца 2025 года АМПУ планирует подключить DocPort в шести ключевых портах, интегрировать его с системой таможенной службы и запустить морской модуль. Последний, созданный в соответствии с Конвенцией IMO 1965, обеспечит электронный обмен данными между судами и прибрежными службами, сократит время прохождения погранично-таможенных формальностей, улучшит обработку грузов.
Интеграция DocPort с системой "Единое окно для международной торговли" уменьшила задержки судов на один-шесть часов, что экономит средства судовладельцев и ускоряет движение грузов. Каждое действие в системе фиксируется электронной подписью с временной меткой, создавая исторический след и обеспечивая прозрачность процессов.
Перед АМПУ стоят новые вызовы: интеграция систем с новыми платформами, усиление кибербезопасности, подготовка персонала, налаживание взаимодействия со всеми участниками логистических цепей. Исследования показывают, что цифровая трансформация портов охватывает не только технологии, но и процессы, людей и безопасность.
По итогам первого квартала 2025 года объем обработанных грузов достиг 23 млн тонн против 97,2 млн тонн за весь 2024 год (62 млн тонн в 2023-м). Наибольшие объемы продемонстрировали следующие порты: Южный - 10,6 млн тонн, Черноморск - 6,6 млн, Одесса - 3,5 млн, дунайская система - 2,3 млн тонн.
Украинские морские порты - это не только точки экспорта в условиях войны, но и современные цифровые платформы, способные работать эффективно, прозрачно и устойчиво даже в кризис. Введение DocPort в сочетании с модернизацией инфраструктуры демонстрирует, как государство может быстро внедрять инновации с ощутимым результатом.
Впереди - морской модуль, экологические сервисы, логистическая аналитика и системы искусственного интеллекта для прогнозирования очередей, то есть новая цифровая волна, способная навсегда изменить украинскую логистику.