Украинские производители вооружения удивляют мир
Что нужно сделать, чтобы минимизировать долю получения оружия от партнеров?
В ночь на 31 декабря 2024 года в районе мыса Тарханкут, что в Крыму, Силы обороны впервые с помощью морских дронов сбили два российских вертолета. Военные использовали беспилотные лодки Magura V5, вооруженные ракетами Р-73.
И это не все, чем удивляли украинские разработчики. Например, командование Воздушных сил в прошлом году рассказывало, как с помощью РЭБ, а не ПВО, обезвреживают ракеты. Кроме того, Украина стала пятой страной в мире, которая имеет собственное лазерное оружие "Тризуб". Оно позволяет сбивать самолеты на высоте до двух километров.
За почти три года большой войны украинские производители вооружения сделали огромный шаг вперед. И уже предоставляют ВСУ половину необходимого количества техники, а в некоторых отраслях вышли на самообеспечение.
Центр оборонной промышленности
Исторически Украина имела мощный военно-промышленный комплекс (ВПК). В 1991 году на территории страны располагалось более 1300 производственных центров и научно-исследовательских институтов, которые работали на оборонный комплекс Советского Союза.
Нейтральный статус и ситуация, в которой оказалась страна, расслабили всех. Лишь в 2011 году был создан концерн "Укроборонпром", который объединил остатки государственного ВПК под одной крышей. Так вот, в его состав вошло всего 200 предприятий.
Можно относительно легко перечислить объекты, оставшиеся в управлении Национального космического агентства и других органов - общее их количество не достигнет и 250. Как видим, за непродолжительное время Украина потеряла мощнейшую часть наработанной системы, которая обеспечивала отечественный ВПК.
Российские агрессоры хорошо осведомлены об украинских оборонных предприятиях, поэтому еще в первые дни полномасштабного вторжения те попали под мощные обстрелы. Несмотря на это, Украина смогла сделать важный шаг вперед.
Государство отпустило рычаги регулирования, и фактически позволило частным предприятиям зайти на рынок производства оружия. Формально он не был закрыт, однако усложнен, формализован, насыщен огромным количеством бюрократических процедур. Преодолеть все эти барьеры удавалось лишь единицам энтузиастов из числа частных компаний.
Одно из самых больших достижений - собственное производство дронов. Уже, пожалуй, никто и не вспомнит, как летом 2022-го граждане Литвы собирали 5 млн долл. на турецкий ударный беспилотник Bayraktar. А сейчас дроны в Украине производят около 1000 компаний. И они выпускают технику, от маленькой до большой, которая стоит значительно дешевле импортной, способна обходить российские РЭБы и преодолевать сотни километров.
Дроны как эффективный способ ведения боевых действий до сих пор не рассматривала ни одна современная армия мира. Однако они стали ужасом для владельцев российских нефтебаз и НПЗ, которые взрываются чуть ли не каждый день. И российские агрессоры, похоже, не могут ничего с этим поделать. Так же беспилотники стали незаменимыми на фронте. Украина же оказалась в перечне мировых лидеров по выпуску и разработке дронов.
Производственные мощности отечественных предприятий, производящих БПЛА, стремительно растут. Еще в 2023 году они составляли 300 тыс. единиц в год. В 2024-м количество выпущенных в Украине БПЛА превысило миллион, в 2025-м ожидается, что произведут более 2,5 млн, а потенциал производств уже позволяет ожидать 4 млн единиц ежегодно или даже больше.
Наша страна полностью обеспечивает себя РЭБами, все меньше зависит от импорта бронированных автомобилей. Местные компании производят артиллерию, минометы, с конвейера вышли первые партии 155-миллиметровых снарядов. По данным Агентства оборонных закупок, в прошлом году 60% всех бюджетов на вооружение было потрачено на приобретение товаров украинского производства.
О чем надо думать уже сегодня
13 апреля 2022 года - эту дату хорошо помнят в России. Две украинские ракеты "Нептун" потопили флагман - ракетный крейсер "Москва". Впоследствии появились различные модификации украинской ракеты, а вскоре и другие изобретения - ракета-дрон "Паляница", крылатая ракета "Ад", а также баллистическая ракета с радиусом действия 600-700 километров. Но здесь все происходит не так быстро, как с беспилотниками.
Развитие ракетной программы - длительный процесс, ведь речь идет о производстве сверхсложной техники. Каждую новую ракету разрабатывают и тестируют десятилетиями. И начинается такая работа с создания собственной конструкторской школы. Она существовала в Украине в начале 1990-х, однако за десятки лет деградировала, поэтому остались лишь отдельные специалисты. Работа над восстановлением ракетной школы уже продолжается, поэтому и видим все больше новейших разработок.
Новая геополитическая реальность, в которой оказался весь мир, демонстрирует - государственность Украины зависит от возможности производить собственное вооружение. И даже после завершения войны важно не потерять этот импульс. С какими вызовами придется столкнуться?
Работа с госзаказами. К сожалению, есть вопросы по государственным закупкам, и все они ожидают решения. Так, Агентство оборонных закупок на четвертый год войны все еще нуждается в базе потенциальных поставщиков и производителей оружия по всему миру по каждой номенклатуре.
Коммерческие предложения от производителей могут банально потеряться, ведь нет единого четкого учета и системы обработки. Как отсутствует и оценка рисков, которую крайне необходимо иметь, когда речь идет о миллиардных закупках. Также есть вопросы к соответствующим структурам в вопросах разработки реестров и алгоритмов по отбору поставщиков.
Что касается контрактирования продукции отечественных производителей, несомненно, нужен прозрачный рыночный механизм, который позволит инвестору оценить размеры капиталовложений в проект и возможность получить конкретные государственные заказы. Эта игра должна быть честной, с равными правами для всех участников.
Понятными должны быть разрешительные процедуры и размеры налогообложения, инвесторы хотят просчитывать рынок на несколько лет вперед. Но надо осознавать, что технологии - быстротечны, и противник не стоит на месте. Поэтому то, что покупали вчера, может быть неактуальным завтра. И в этом вопросе государству придется искать баланс между своими интересами и интересами инвесторов, которые вкладывают средства в производство определенной модели оборудования.
Разрешение на экспорт. После начала большой войны продажа произведенного в Украине вооружения за границу была запрещена. Хотя интерес иностранных заказчиков - огромный. Из-за финансовых ограничений и ограниченности ресурсов государство не в состоянии приобрести все, что производится. А тем временем компании-разработчики нуждаются в инвестициях.
Разрешить экспорт даже некоторых товаров в определенные страны - это сложное политическое решение, поэтому сейчас проще сказать производителям "нет". Но это разрешение все равно придется предоставлять, и оно в первую очередь будет касаться вооружения, в котором не нуждаются украинские военные. Конечно, ВСУ будут иметь приоритет, и все, что им необходимо, они получат без проволочек.
Однако, если Украина не будет заключать контракты на все произведенное компаниями оружие, предприятия будут работать в убыток, не будут иметь средств на инвестиции в производство и возможности разрабатывать новые модели, не смогут увеличить налоговые платежи в бюджет. Ситуация может привести к тому, что производители будут стремиться релокировать производство за границу, ведь это будет единственной возможностью масштабироваться и развиваться.
Противники экспорта называют среди причин то, что, во-первых, это использует вражеская пропаганда: мол, зачем помогать стране, которая торгует оружием? Другие убеждены, что существует риск, что в результате нескольких сделок оружие вообще попадет в руки россиян. Собственно, оба риска могут быть нивелированы, ведь с партнерами важно наладить правильную коммуникацию, потому что пропаганда так или иначе выступает против интересов Украины, с экспортом или без него.
По закупкам на экспорт следует установить определенные ограничения и методы контроля, согласованные со всеми странами-партнерами, которые будут закупать продукцию. Конечно, продавать следует только в дружественные страны, которые своим сотрудничеством с Украиной доказали свое отношение и партнерство.
Контролировать экспортные поставки можно и через вариант так называемого ограниченного экспорта, когда создается и утверждается перечень, что точно можем экспортировать, а также количество - сколько единиц в течение года. Прежде всего сейчас рассматривают вариант начать экспорт БПЛА, ведь именно в этом сегменте Украина производит значительно больше, чем способна закупить для собственных нужд.
Удержать украинских специалистов. После завершения войны люди, которые знают, как усовершенствовать дрон, или понимают специфику введения боевых действий, будут на вес золота. Многие страны в мире захотят пригласить таких экспертов к себе, готовы платить им огромные деньги. И в этом вопросе многое будет зависеть от государства и той стратегии, которую оно выберет во взаимоотношениях с оборонно-промышленным комплексом. Следует создать условия, чтобы специалисты такого уровня могли реализовывать себя во всех значениях этого слова в Украине.
Будем откровенны: в мирное время, чтобы удержать ценные квалифицированные кадры, нужно больше, чем "официальная заработная плата плюс соцпакет". Государство должно тесно сотрудничать с предприятиями, помогая в решении кадровых вопросов, а компании должны уделять больше внимания своим специалистам, в частности, их развитию.
Ведь, с учетом роста заинтересованности сектором ВПК, сейчас молодежь готова поступать на специальности, связанные с инженерией, технологиями и разработкой оружия. Здесь государство должно позаботиться о научной и образовательной основе, о количестве бюджетных мест в университетах, а компании - о предоставлении площадок для прохождения молодежью практики и стажировки.
Гарантировать отсутствие определенного кадрового оттока после завершения войны не сможет, конечно, никто. Но если отрасль и государство совместными усилиями будут заботиться об образовательных проектах, о развитии как производства, так и кадрового потенциала, обеспечивая специалистам лучшие условия, выиграют все, а вероятные потери кадров не станут препятствием для действительно эффективного развития нашего ВПК.
Государственная поддержка. Чтобы украинская отрасль ВПК развивалась и появлялись новые разработки, необходимо создать эффективную экосистему - поддерживать стартапы, гарантировать их представителям возможность получения нужного опыта, предоставлять льготные кредиты и гранты. Но первоочередной задачей является обеспечение доступа предприятий к кредитным средствам.
Так, осенью 2024 года правительство наконец расширило программу "5-7-9" на предприятия ВПК. Это льготное кредитование по ставке 5% годовых, что позволит компаниям привлекать до 100 млн грн на срок до 3 лет и до 500 млн грн на срок до 5 лет.
Конечно, доступное кредитование позволит предприятиям производить больше оружия. И эта программа нужна, однако до сих пор не решает всех вопросов, ведь потребности отрасли в финансировании сейчас значительно превышают возможности государственной программы. А тем временем известно о политике некоторых частных банков, которые принципиально отказываются согласовывать займы оборонным предприятиям.
К тому же крупное предприятие может так или иначе взять банковский кредит, тогда как малые и средние производители не имеют возможности либо соответствовать довольно жестким требованиям банков, либо рассчитать свои будущие доходы таким образом, чтобы гарантировать банку возврат кредита.
Следует наладить коммуникацию с Национальным банком как регулятором банковского сектора, который должен выстроить дальнейшую качественную коммуникацию с банками, одна из главных функций которых - поддержка экономики через кредитование. Так почему эта поддержка не предоставляется предприятиям ВПК?
Другая возможность - привлечение компаниями иностранных инвестиций - тоже пока не реализована, хотя и известно о попытках создать совместные предприятия с привлечением иностранных инвестиций. Однако до сих пор существует слишком много преград административного, регуляторного характера, и большинство просто отвергает эту идею как требующую слишком много времени и усилий. В то же время потребность в финансировании никуда не исчезает.
Именно в этих вопросах государству следует пойти навстречу производителям, улучшить нормы таким образом, чтобы и у малых, и у крупных предприятий была возможность привлечь стабильные инвестиции. Это существенно будет способствовать развитию и инновационного, и производственного потенциала отрасли.
Украина имеет чрезвычайно мощный производственный потенциал и может стать одним из крупнейших в мире производителей сверхсовременного оружия. Конечно, это требует контроля. Потому что худшее, что может произойти, - украинские изобретения попадут не в те руки. Но эта сфера способна привлечь миллиардные инвестиции со всего мира, и это крайне необходимо для восстановления страны после завершения войны.