Украинская правда

Как мы совершенствуем систему закупок для армии

Как гарантировать военным качественное вещевое обеспечение без задержек и по справедливой цене: ключевые изменения в 2025 году.

Во время войны качественное и своевременное обеспечение военных - это фактор, влияющий на боеспособность и эффективность армии. Поэтому система закупок вещевого имущества для ВСУ должна работать бесперебойно, быть прозрачной и эффективной.

2024 год показал, что для рынка вещевого имущества характерны ограниченная конкуренция, необъективные цены и нестабильные поставки. Отсутствие четких механизмов контроля приводит к срывам контрактов и потере времени, что критично для военного периода.

В 2025 году Государственный оператор тыла (DOT) внедряет несколько ключевых изменений в процесс закупок вещевого имущества, чтобы сделать его более справедливым, предсказуемым и, главное, ориентированным на потребности военных.

Справедливые цены

В конце 2024 года мы проанализировали ценообразование на различные позиции вещевого имущества среди других государственных заказчиков и увидели различия. Это может приводить к рискам завышения ценового предложения поставщиками, поэтому нужно искать дополнительные подходы к формированию ожидаемой стоимости.

В 2025 году мы внедряем:

  • независимую экспертизу себестоимости продукции, которая, в частности, будет учитывать цены на сырье, производственные расходы и влияние инфляции;
  • механизм выявления и устранения барьеров входа на централизованные закупки; мы хотим привлечь больше участников рынка, чтобы повысить конкуренцию и, как следствие, получить справедливую цену на товар;
  • анализ процессов приемки и контроля качества среди других государственных заказчиков; мы детально изучим требования к доставке и контролю качества продукции, которые применяют другие государственные заказчики, выявим расхождения в подходах и их влияние на формирование цены; полученные данные будем учитывать при определении ожидаемой стоимости во время наших закупок.

Однако мы и в дальнейшем будем учитывать цены других государственных заказчиков и индексацию предыдущих контрактов.

Предотвращение срывов контрактов и контроль качества

В 2024 году мы столкнулись с ситуациями, когда поставщики не выполняли обязательства и нарушали сроки поставок. В 2025-м мы вводим регулярные аудиты производственных мощностей:

  • проверки на производстве; с начала года мы провели 17 выездных проверок на предприятиях, поставляющих вещевое имущество для армии; основное внимание - к новичкам и компаниям, у которых уровень выполнения контрактов по своевременности, качеству и полноте в 2024 году был меньше 75%;
  • раннее выявление рисков; мы поэтапно отслеживаем наличие материалов, контроль сырья и соблюдение графиков производства партий товара; это позволяет избежать непредвиденных задержек в поставках.

Новый подход к закупкам

Опыт 2024 года показал, что большие объемы закупок могут вызвать риски ценовых сговоров и саботажа, поэтому в 2025 году мы меняем стратегию:

  • распределение закупок - крупные тендерные позиции будут распределены на меньшие лоты, что будет способствовать гибкости и прозрачности;
  • ранний старт контрактирования минимизирует риски срывов поставок;
  • расширяется база поставщиков, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию.

Рамочные соглашения - скорость и гибкость

Один из важнейших шагов - введение рамочных соглашений с поставщиками. Это позволит:

  • сократить время реагирования на экстренные потребности военных;
  • обеспечить стабильность поставок без задержек на тендерные процедуры;
  • гарантировать быструю поставку сезонной одежды и критически важного снаряжения.

Реимбурсация: военные сами будут выбирать, что покупать

Мы работаем над тем, чтобы военные имели свободу выбора экипировки. Один из вариантов - реимбурсация: компенсация расходов на покупку снаряжения. Это позволит бойцам самостоятельно выбирать форму и амуницию, которые приняты на обеспечение войск и изготовлены в соответствии с требованиями технических спецификаций.

Вскоре запустим опрос. Хотим понять, в каких позициях они больше всего нуждаются, чтобы начать над ними работать в первую очередь. Также анализируем опыт НАТО и американцев, где такие модели доказали свою эффективность.

Наша задача - не просто обеспечить армию одеждой и снаряжением, а сделать этот процесс предсказуемым, прозрачным и эффективным. Поэтому мы:

  • открыты к диалогу с рынком, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию;
  • сотрудничаем с общественными организациями и ветеранскими сообществами для учета их предложений;
  • используем современные антикоррупционные механизмы для предотвращения злоупотреблений.

Озвученные подходы не являются исчерпывающим перечнем, но они крайне необходимы для того, чтобы сделать закупки более эффективными и обеспечить наших военных тем, что им действительно нужно: качественным, удобным и надежным вещевым имуществом.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
госзакупки армия