Налоговые органы переключаются с корпораций на физических лиц
Через текущий экономический спад налоговые органы переключают свое внимание с корпоративного сектора на состоятельных частных лиц и владельцев бизнеса.
Об этом говорится в исследовании E&Y.
Как отмечается, мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на активы состоятельных физических лиц ("ЗФО").
По данным исследования Global Wealth Report, который ежегодно публикует Бостонская консалтинговая группа, в 2008 году объем мирового богатства сократился на 11,7% с 10,95 трлн долларов до 9,24 трлн долларов. Год спустя ситуация значительно улучшилась. Количество состоятельных лиц могло вернуться на докризисный уровень, но состояние государственных финансов остается критическим.
Правительства разных стран признают, что им необходимо увеличить свои доходы и рассмотреть вопрос эффективности администрирования и взыскания налогов и применения правил налогообложения к компаниям и физическим лицам.
В целом, в 2014 году правительства внесли меньше изменений в ставки налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц и косвенных налогов по сравнению с 2013 и 2012 годами.
Вместе с тем, большинство стран расширили налоговую базу на 2014 и последующие годы.
Налоговые органы переключают свое внимание с корпоративного сектора на состоятельных частных лиц и владельцев бизнеса.
В основном, это происходит из-за текущего экономического спада, повлекшего снижение доходности предприятий, хотя личное состояние постоянно растет.
По данным журнала "Форбс", в 2014 году зафиксировано рекордное количество миллиардеров: 1645 (из них 268 - новые). Общая сумма их капитала достигла 6,4 трлн долл, в то время как в 2013 году совокупные бюджеты США и КНР составляли 4,9 трлн долл.
"Физические лица, которые уклоняются от уплаты налогов и скрывают доходы, становятся основными мишенями для налоговых органов, - комментирует Галина Хоменко, старший менеджер группы Human Capital, руководитель подразделения по оказанию услуг частным клиентам EY в Украине.
По ее словам, налоговые инспекции применяют различные инструменты, большинство из которых (например, автоматический обмен информацией, правила контролируемых иностранных компаний (КИК) и т.д.) пока мало известные на постсоветском пространстве, но эта ситуация должна измениться в ближайшее время.
"К сожалению, независимо от уровня развития налогового законодательства, богатые украинцы могут использовать различные инструменты для уклонения от выполнения требований. В течение прошлых десятилетий простые инструменты налогового планирования давали такую возможность, но ситуация изменилась. Сегодня состоятельные люди, в том числе украинцы, готовы платить налоги. Вопрос налогового планирования заключается не только в том, как платить меньше, используя правовые инструменты, но где (например, в какой стране) и как платить, чтобы капитал и прибыли после уплаты налогов можно было свободно использовать в цивилизованном мире не только самому предпринимателю, но и его/ее потомкам", - добавляет Хоменко.
Шесть из 16 стран, включенных в обзор "Богатство в центре внимания", взимали солидарные налоги в течении 2010-2013 годов, хотя это не единственные страны, которые так делают.
В Европе Чехия, Греция, Италия, Португалия, Словакия и Испания также взимают такие налоги. Сроки, основания и общий размер применяемых налогов значительно отличаются в разных странах.
Значительное повышение налогов для бизнеса связано с двумя проблемами. Этот шаг является политически неприемлемым и, как утверждает большинство экономистов, неблагоприятным для инвестиций.
Таким образом, 1) уровень потребления и 2) налог на прибыль остаются основными рычагами решения проблемы бюджетного дефицита с точки зрения налогообложения.