Украинская правда

Сможет ли криминализация побороть товарную контрабанду?

Как усугубление суровости наказания за товарную контрабанду влияет на количество приговоров?

В 2023 году потери государственного бюджета от контрабанды и серого импорта составили 120-167 млрд грн, говорится в свежем исследовании группы экспертов из Института социально-экономической трансформации, CASE-Украина и Экономической экспертной платформы.

В декабре прошлого года для противодействия контрабанде товаров приняли закон о криминализации контрабанды, что было одним из условий ЕС для предоставления Украине макрофинансовой помощи в размере €1,5 млрд .

Этого закона ждали не только европейцы, но и крупные бизнес-ассоциации, потому что было убеждение, что это ключевая составляющая в сведении на нет контрабандных схем и внедрение честной конкуренции на рынке для честного бизнеса.

С 1 января 2024 г. введена уголовная ответственность за контрабанду подакцизных товаров (алкоголь, табак, горючее), а с 1 июля 2024 г. – за контрабанду других видов товаров.

Насколько украинское законодательство отвечает европейскому?

Новая статья Уголовного кодекса 2013 (3) предусматривает уголовную ответственность за контрабанду товаров (кроме подакцизных). В 2024 году пороговым значением для наступления уголовной ответственности, т.е.

Неквалифицированная контрабанда предусматривает наказание в виде штрафа в размере €4 тыс. – €10 тыс.

Большой размер, определяющий квалифицированную контрабанду товаров, составляет более €340 тыс.

Также квалифицированными видами контрабанды товаров являются:

- по предварительному сговору группой лиц

- лицом, ранее судимым за контрабанду;

- должностным лицом с использованием служебного положения;

За квалифицированную контрабанду товаров предусмотрен штраф в размере €20-30 тыс. или лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.

Особенно квалифицированная контрабанда, а именно совершение организованной группой влечет лишение свободы на срок от 7 до 11 лет.

Обязательным дополнительным наказанием для квалифицированной и особо квалифицированной контрабанды товаров является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет, а также конфискация имущества.

Изображение

Статья Уголовного кодекса 2014 (4) предусматривает уголовную ответственность за контрабанду подакцизных товаров.

Изображение

Для сравнения необходимо привести параметры уголовной ответственности за действовавшую до 17.01.2012 товарную контрабанду.

В частности, ответственность наступала от порогового значения €42 тыс. и предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет, а также конфискацию предметов контрабанды.

За квалифицированные виды контрабанды (совершение по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за контрабанду) предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком от 5 до 12 лет, а также конфискация предметов контрабанды и конфискация имущества.

Пороговые значения привлечения к уголовной ответственности напрямую связаны с вопросом об объекте противоправного посягательства: установленный законом порядок перемещения товаров через таможенную границу или порядок уплаты налогов.

Соответственно, в первом случае диспозиция статьи должна содержать упоминание о стоимости перемещаемых предметов, а во втором – сумму недоборов в государственный бюджет.

В первой редакции законопроекта 5420 предлагалось дополнить Уголовный кодекс Украины новым составом преступления «Недостоверное декларирование товаров», которое предусматривало неправомерное уменьшение или освобождение от уплаты таможенных платежей.

В странах Европейского Союза этот вопрос решается по-разному.

В частности, Директива ЕС 2017/1371 Европейского парламента и Совета ЕС о борьбе с мошенничеством, направленным против финансовых интересов Союза, уголовно-правовыми средствами устанавливает минимальные правила определения криминальных правонарушений и санкций в сфере борьбы с мошенничеством и иной противоправной деятельностью. интересам Союза.

Ущерб или выгода считаются существенными, если составляют сумму более 100 тыс. евро . 1

Вина обязательно должна быть в форме умысла, а ответственность несут как физические, так и юридические лица.

Санкции включают в себя лишение свободы на 4 года, штрафы, конфискацию имущества, а также ограничения для юридических лиц.

В то же время непосредственно вопрос нормативно-правового закрепления уголовной ответственности за контрабанду товаров решается на национальном уровне.

Таможенный кодекс Франции определяет три класса таможенных преступлений, первое из которых включает в себя контрабанду.

За контрабанду, импорт или экспорт без декларации, связанные с запрещенными товарами или табачными изделиями, предусмотрены следующие санкции: до 3 лет лишения свободы, конфискация товаров и транспорта, а также штраф в размере двойной стоимости товара.

Если речь идет о товарах двойного назначения или опасных товарах, санкции могут достигать 10 лет тюрьмы и штрафа в десятикратном размере стоимости товара.

К преступлениям также относятся ложное декларирование, фальшивые документы и мошеннические операции с целью получения таможенных льгот.

В Германии ответственность за контрабанду регулируется Фискальным кодексом.

  • незаконный импорт, экспорт или транзит товаров (ст. 372): за нарушение запрета на импорт или экспорт предусмотрен штраф или до 5 лет лишения свободы.

  • профессиональная и организованная контрабанда (ст. 373): за уклонение от уплаты пошлин или незаконное перемещение товаров на коммерческой основе – от 6 месяцев до 10 лет заключения. Признаки квалификации: наличие оружия или действие в организованной группе.

  • получение, хранение или продажа товаров, полученных путем уклонения от налогов (ст. 374): санкции варьируются от 6 месяцев до 10 лет тюрьмы. В менее тяжких случаях — до 5 лет или штраф.

незаконный импорт, экспорт или транзит товаров (ст. 372): за нарушение запрета на импорт или экспорт предусмотрен штраф или до 5 лет лишения свободы.

профессиональная и организованная контрабанда (ст. 373): за уклонение от уплаты пошлин или незаконное перемещение товаров на коммерческой основе – от 6 месяцев до 10 лет заключения. Признаки квалификации: наличие оружия или действие в организованной группе.

получение, хранение или продажа товаров, полученных путем уклонения от налогов (ст. 374): санкции варьируются от 6 месяцев до 10 лет тюрьмы. В менее тяжких случаях — до 5 лет или штраф.

Также предусмотрена конфискация товаров и транспортных средств. Кроме того, суд может лишить лицо, способствовавшее совершению контрабанды, права занимать государственные должности и приобретать права на публичных выборах.

В Польше ответственность за контрабанду товаров предусмотрена Фискальным уголовным кодексом, в частности, исходя из ст. 86 объектом посягательства может быть как уплата таможенных платежей, так и установленный порядок перемещения товаров, подлежащих нетарифному регулированию.

Украина и реалии

Таким образом, чисто правовые конструкции «контрабандных статей» в общих чертах соответствуют европейским нормам, при этом следует отметить, что украинский законодатель остался сторонником регулирования пороговых значений из-за стоимости перемещаемых товаров.

При этом размер штрафов даже за неквалифицированную контрабанду товаров составляет от 10 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, что в соответствии со ст. 12 Уголовного кодекса автоматически делает это преступление тяжким.

С одной стороны это предоставляет правоохранительным органам дополнительный инструмент получения доказательной базы, ранее недоступный в рамках административного производства, с другой стороны может стать инструментом злоупотребления и давления на бизнес.

Оправданность предоставления органам досудебного расследования возможности проведения негласных следственных (розыскных) действий может быть подтверждена только результатами противодействия контрабанде.

После вступления в силу закона о криминализации контрабанды товаров и подакцизных товаров суды вынесли только 1 приговор по делу о контрабанде подакцизных товаров Всего за 2024 год в суд с обвинительным актом передано 7 уголовных производств.

Как видим, пока ужесточение строгости наказания за товарную контрабанду не привело к масштабным наказаниям в реальной жизни.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
контрабанда