Научные парки: почему они актуальны?
Как объединить возможности украинских инновационных компаний и создать пространство для совместной работы и обмена опытом?
Инновации двигают страны вперед. Они спасают жизни, облегчают повседневные процессы, стимулируют экономический рост, становятся незаменимыми во многих сферах.
В Украине мы видим инновации в использовании дронов, искусственного интеллекта и ведения войны с помощью программного обеспечения. Это те механизмы, которые помогают нашим военным эффективно вести борьбу и побеждать на поле боя.
В то же время, вызовы, с которыми столкнулась наша страна, не ограничивается полем боя: они являются движущей силой для инноваций в сфере энергетики, медицины, биопротезирования.
Это все стало возможным благодаря ученым и новаторам. А что будет, если аккумулировать их возможности в одном месте и дать пространство для совместной работы и обмена опытом? Для этого существуют научные парки. Больше о них и их развитии в Украине далее.
Что же такое научные парки?
Научные парки (НП) - это предприятия, которые создают высшие учебные заведения и/или научные учреждения совместно с бизнесом.
НП стимулируют инновационное развитие страны, ведь объединяют в одном месте новаторские идеи, ресурсы для проведения исследований и капитал. Это способствует созданию новых производственных моделей, конкурентоспособных продуктов и их дальнейшей коммерциализации.
Сегодня в Украине официально зарегистрировано 37 научных парков. Еще 5 из них проводят активную хозяйственную деятельность.
Сейчас развитие НП является элементом Стратегии цифрового развития инноваций Украины WINWIN 2030. Стратегия цифрового развития инноваций до 2030 года создана по инициативе Министерства цифровой трансформации Украины в сотрудничестве с Министерством образования и науки Украины и Офисом эффективного регулирования BRDO, при поддержке Проекта USAID "Кибербезопасность критически важной инфраструктуры Украины".
Секторальные стратегии структурированы при поддержке проекта Good Governance Fund "Инновационная экосистема", финансируемого UK International Development.
Какую проблему они решают?
Учитывая то, что большинство высших учебных заведений и научных учреждений принадлежат государству, то научные парки являются легальным механизмом для плодотворного государственно-частного партнерства.
Они ускоряют внедрение научных идей в производство, поддерживают инновационное предпринимательство и привлекают частный капитал, необходимый для финансирования прикладных исследований. То есть таких, которые уже завтра могут быть применены в реальном секторе экономики. Сами по себе научные знания или инновационные решения не имеют реальной ценности, пока они не внедрены в производство или не используются потребителями как повседневные инструменты.
При существующей модели осуществления прикладных научных исследований, бизнесу выгоднее пригласить ученого к себе в штат или получить услугу от него напрямую, не привлекая высшие учебные заведения (ВУЗы) или научные учреждения (НУ). Это является следствием высокой фискальной нагрузки и забюрократизированных процедур государственных образовательных и научных учреждений. Как результат, ученый просто открывает ФЛП и идет в бизнес. Это вызывает значительное вымывание интеллектуального капитала из украинской науки.
Научные парки становятся базой для создания мощной инновационной инфраструктуры, развития наукоемких стартапов, ЗВО и НУ, способствуют росту интеллектуального капитала и производительности труда.
Предложенная реформа научных парков создаст условия для сотрудничества бизнеса и науки на удобных рыночных условиях.
Что им мешает развиваться сейчас?
Несмотря на все преимущества НП как площадки для взаимодействия науки и бизнеса, формирование НП как институций в Украине не произошло.
Причины таковы:
- высокая налоговая нагрузка;
- зарегулированность операционной деятельности - суженный круг учредителей и партнеров НП, сложность взаимодействия между ними и Министерством образования и науки Украины (МОН);
- вымывание интеллектуального капитала, в частности эмиграция ученых за границу;
- сложный и длительный процесс закупок;
- отсутствие реальных механизмов реализации определенных законом таможенных льгот и льгот по аренде имущества ЗВО и НУ для развития инфраструктуры НП.
Соответственно, улучшить эффективность НП можно по двум основным векторам изменений.
Первое ключевое изменение - это уменьшение налоговой нагрузки на НП. Второе - дерегуляция деятельности и совершенствование нормативно-правовых актов. Законопроекты для внедрения этих изменений были разработаны Министерством образования и науки совместно с Министерством цифровой трансформации и Офисом эффективного регулирования BRDO.
Сейчас продолжается общественное обсуждение - ознакомиться с текстом законопроекта, а также отправить свои замечания и предложения к нему можно на вебсайте МОН.
Каковы ожидаемые результаты имплементации изменений для государства и граждан?
Мы говорим о пользе изменений для самих научных парков, но что же это сделает для государства?
По предварительным экспертным расчетам BRDO, это:
- увеличение поступлений в госбюджет с 5 млн до 15 млн в год в перспективе 3-5 лет;
- рост с 50 до 500 рабочих мест в научной сфере за 3 года;
- рост научной деятельности УВО и НУ без дополнительного финансирования госбюджетом;
- увеличение количества НП, осуществляющих инновационную деятельность, с 5 до 15 в течение 3-х лет;
- увеличение собственных поступлений высших учебных заведений и научных учреждений от осуществления научной деятельности, в частности от предоставления научно технических услуг частным заказчикам до 750 млн грн в течение периода от трех до пяти лет.
У государства нет денег. Для чего вводить новые льготы?
По данным Государственной таможенной службы Украины, в течение 2021-2023 годов научные парки не импортировали оборудование, товаров и услуг. Это означает, что введение таможенных льгот не приведет к потерям в бюджете..
Но с таможенными льготами научные парки смогут закупать дорогостоящее оборудование, которое позволит создавать новые продукты и технологии. Что касается налоговых поступлений, то сейчас только несколько научных парков активно работают, и сумма уплаченных налогов незначительна (до 5 млн грн в год).
Внедрение льгот позволит:
- Привлечь частный капитал в прикладные научные исследования.
- Уменьшить расходы на исследования и разработки, что является важным для стартапов и молодых компаний, которые часто сталкиваются с ограниченными финансовыми ресурсами.
- Улучшить инфраструктуру научных парков, что даст возможность создавать более эффективные условия для развития инноваций.
- Создавать новые рабочие места в высокотехнологичных секторах, что имеет важное значение для развития экономики страны.
- Генерировать дополнительные доходы от коммерциализации инноваций и технологий. Если научный парк успешно поддерживает несколько высокотехнологичных стартапов или внедряет новые продукты, они могут приносить значительные доходы, в том числе на уровне десятков миллионов гривен. Кроме того, экспорт высокотехнологичных продуктов может привести к миллионным валютным поступлениям, что положительно повлияет на платежный баланс Украины.
Поэтому введение льгот поможет создать условия для их развития, что в будущем приведет к существенным финансовым поступлениям и экономическому росту.
Научные парки могут стать не только экономическим, но и социальным прорывом, который заложит основу для устойчивого роста страны в долгосрочной перспективе. В Украине есть мощный научный потенциал, который может создавать конкурентоспособные продукты и услуги, приносить пользу стране и представлять ее на международных площадках. Поэтому необходимо развивать то, что имеем, создавать условия для молодежи, которая хочет работать в науке, реализуя свой потенциал именно в Украине.
Соавтор: Мария Краснощек, консультант МОН по развитию инновационной экосистемы и международной НТИ сотрудничества от проекта UIHERP Всемирного Банка