Украинская правда
Підтримайте нас, аби і ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайтеся до Клубу УП!
Підтримай роботу журналістів

Крафтовый кризис: сможет ли выжить малый производитель?

Как выжить мелким производителям в условиях нехватки рабочей силы, подорожания сырья и проблем с электроэнергией?

Если вы знакомы с молочным фермерством, то знаете, что цена на молоко - это то, на что фермеры-сыровары почти не влияют. Ее устанавливают крупные молокозаводы. Для крафтовых сыроварен это серьезный вызов, ведь они работают только с высококачественным сырьем.

Большие заводы могут использовать молоко среднего качества благодаря технологиям, а крафтовые производители зависят от качества каждой капли. И поэтому крафтовые сыроделы должны покупать молоко экстра класса.

Рынок молока на грани выживания

Последние годы стали настоящим испытанием для молочного бизнеса. Инфляция растет, а цена закупки молока не успевает за ней. Ситуацию усугубляют убытки, которые понесли фермы из-за войны.

На этом фоне крафтовые производители, которые и так годами балансировали на грани рентабельности, оказались в критическом состоянии. Конкуренция на рынке растет, покупательская способность среднего и премиального сегментов падает. А тем временем на производителей давят сразу три основные проблемы:.

1. Сырье подорожало на 25%. Это значительно повышает себестоимость продукции.

2. Энергетический кризис. Постоянные отключения заставляют тратить деньги на генераторы и горючее.

3. Нехватка рабочей силы. Из-за мобилизации найти специалистов стало труднее. А обучение новых работников с нуля требует дополнительных ресурсов.

Отдельным пунктом стоит выделить социальное значение сыроварни в сельской местности которое изготавливает готовый продукт высокой добавленной стоимости. Это не сырье а переработка последнего звена. На сыроварне работают местные люди, которые являются специалистами.

И все белые зарплаты и налоги, потому что расчет с сетями может быть только в безналичном формате. Вы же понимаете о чем я. И для местных людей и для местной культуры сыроварни в разных странах Европы являются очагами культуры и носителями традиций. Часто сыроварни и винодельни являются основой выживания общины.

Но вернемся к ценообразованию. Повысить цены на продукцию? Легко сказать, трудно сделать.

Казалось бы, решение очевидное - поднять цены. Но для крафтовых производителей это не так просто. Новые цены надо согласовывать с сетями. А перед праздниками на рынке действует негласное правило - цены не пересматривают до середины января. Поэтому даже при критических условиях повышение откладывается.

Кредиты? Почти недоступно

Возможность компенсировать дефицит ресурсов за счет кредитов кажется логичной. Но на практике банки не спешат сотрудничать с малыми производителями. В результате крафт вынужден работать практически без прибыли.

Есть ли шанс?

Для выживания крафтовым производителям приходится быть гибкими, изобретательными и готовыми бороться за каждый ресурс.

Как одно из направлений выживания является объединение сыроварен. Достаточно успешных примеров по миру, прежде всего в развитых странах. Обычно это не просто - научиться вместе строить сообщество, вместе работать в ассоциации или кооперативе. Но другого варианта нет.

Тем более приятно, что в Украине появилась Ассоциация Производителей Сыра Украины, которая имеет целью важные стратегические цели, одной из которых является защита интересов сыроварен в кабинетах чиновников, через дотации, гранты и кредитование, потому что без такой поддержки перспективы очень туманны.

Крафт - это больше, чем просто бизнес. Это любовь к делу, это страсть. А когда есть страсть, всегда есть и шанс на успех.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
производство бизнес