Украинская правда
Підтримай нас, щоб ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайся до Клубу УП!
Підтримай роботу журналістів

Экономические итоги 2024 года и задачи на 2025-й

В каком состоянии украинская экономика переходит в новый год и каковы основные риски.

2024 год был третьим годом большой войны.

На этот год возлагались надежды как на год, в котором должен был бы быть создан надежный экономический фундамент для противостояния вооруженной агрессии России.

Ключевой задачей внутренней политики был перевод национальной экономики на военные рельсы, создание эффективной модели мобилизации и перераспределения ресурсов экономики для максимально возможного удовлетворения потребностей военно-оборонного комплекса и Вооруженных сил.

Нужно объективно оценить успехи и неудачи государственной политики, что позволит обоснованно подойти к формулировке задач на перспективу. Уходящий год принес важные победы, однако далеко не все проблемы удалось решить.

Основные достижения 2024 года

Украина сохранила независимость. Сформированная коалиция стран - партнеров Украины помогла выстоять на фронте и сохранить финансовую стабильность в экономике.

Несмотря на колоссальные потери человеческих жизней и производственного потенциала страны, ущерб, нанесенный физической и социальной инфраструктуре, экономика страны продолжает функционировать как целостная система, а правительство сохраняет полноту власти и все возможности для принятия и реализации политических решений.

Экономика восстановилась от первоначального военного шока. Падение производства удалось прекратить, налаживаются новые технологические процессы, продолжается конверсия реального сектора, восстановлен морской транспортный коридор.

По оценкам правительства, реальный ВВП Украины в 2024 году увеличится на 3,9% (имеем 3,5%; за третий квартал 2024 года - 2%). Следует учитывать, что уровень производительности экономики составляет лишь около 80% от довоенного уровня.

Трится перевод отечественной экономики на военные рельсы для проведения военно-оборонительных действий и сохранения государственного суверенитета. За время войны мощности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) выросли в 20 раз. В отечественном ОПК работают более 500 компаний различных форм собственности.

На начальном этапе войны удалось консолидировать мощную международную поддержку Украины в вопросах получения вооружений и финансовой помощи. С февраля 2022 года по октябрь 2024 года государства-союзники объявили о своих обязательствах предоставить Украине военной, финансовой и гуманитарной помощи на 421 млрд долл., из которых 176 млрд долл. - военная помощь (данные Кильского института).

Помощь поступала ритмично и вовремя за исключением января-февраля 2024 года. До 19 декабря 2024 года в госбюджет поступили 111,3 млрд долл. грантовой и кредитной финансовой помощи, что составляет около 20% ВВП ежегодно. В 2024 году прямая бюджетная поддержка доноров превысила 41 млрд долл.

Заключенные соглашения дают оптимистичные надежды относительно полного покрытия дефицита внешнего финансирования и в 2025 году. В следующем году ожидается получение 13,7 млрд долл. от ЕС (Ukraine Facility), 19,1 млрд долл. под поток доходов от замороженных российских активов по плану ERA 7, 3,1 млрд долл. от МБРР, 2,7 млрд долл. от МВФ, 1 млрд долл. от Великобритании.

Продолжение программного сотрудничества с МВФ важно для расширения финансирования со стороны других международных организаций и частных инвесторов, признак качества и результативности проводимых рыночных реформ.

Война в целом не оказала негативного влияния на состояние банковской системы. Показатели достаточности капитала и ликвидности в разы превышают нормативные значения. По оценке, прибыль банковской системы до налогообложения за 2024 год составит около 200 млрд грн. Банковская система имеет существенный потенциал для расширения кредитования, что является одним из факторов восстановления экономики.

Бюджетная система работает бесперебойно, но со значительным фискальным дефицитом, который составляет около 25% ВВП без учета грантов в составе доходов. Международная финансовая поддержка покрывает около 35% потребностей госбюджета, связанных с финансированием расходов и погашением государственного долга.

Стабильность финансирования фискального дефицита позволила удовлетворять критически важные потребности оборонной сферы. Однако государственный долг уже составляет около 90% ВВП, а в 2025 году, вероятно, превысит 100% ВВП, что сигнализирует о высоких рисках для долговой устойчивости государственных финансов.

Соотношение доходов сводного бюджета (без иностранных грантов) к ВВП в 2024 году достигло 40% ВВП, что существенно превышает довоенный уровень (30,5% ВВП в 2021 году) и уровень первого года войны (32,7% ВВП).

В 2024 году реальный объем доходов восстановился до довоенного уровня. Положительную динамику поступлений в бюджет демонстрировали НДС, налог на прибыль предприятий, единый налог для предпринимателей, собственные поступления бюджетных учреждений, отчисления прибыли государственных и муниципальных предприятий.

В августе 2024 года еврооблигации правительства стоимостью 24,3 млрд долл., включая капитализированные отсроченные проценты, были обменены на новые ценные бумаги со снижением их номинальной стоимости на 37%. В результате государственный и гарантированный государством долг Украины удалось уменьшить почти на 9 млрд долл.

Легкие кредиты, полученные бизнесом на населением в 2024 году, составляют около 230 млрд грн и занимают 30% в структуре банковского портфеля работающих займов, в частности среди бизнес-кредитов - 39%, среди кредитов для населения - 10%. Реализация этих программ улучшила эффективность перераспределения национальных сбережений на цели поддержки функционирования экономики.

Благодаря возобновлению работы черноморского транспортного коридора и совершенствованию сухопутных логистических маршрутов объемы товарного экспорта из Украины за десять месяцев увеличились на 12,7% относительно аналогичного периода 2023 года. При этом темпы роста импорта товаров составили лишь 6,9%.

Торговое сальдо остается существенно отрицательным (28,5 млрд долл.), однако его уровень улучшился на 2,9 млрд долл. по сравнению с предыдущим годом. Основную роль в экспорте играют продовольственные товары, черные металлы, минеральные продукты.

Что не удалось сделать в 2024 году

Экономическое восстановление остается слабым. Высокие риски безопасности, жесткая монетарная политика, дефицит энергогенерации, нехватка трудовых ресурсов, низкие темпы инвестиций определяют низкие темпы прироста реального ВВП. Реальный сектор остро нуждается в инвестициях в восстановление и расширение производств.

Но "политика дорогих денег" НБУ и недостатки инструментария фискальной поддержки реального сектора тормозят объемы производительных инвестиций и темпы восстановления экономики. Сейчас ни одна отрасль экономики не восстановила свой довоенный уровень, кроме сферы государственного управления.

Сохраняется структурный дефицит иностранной валюты. По данным МВФ, структурный дефицит платежного баланса за 2024 год расширился на 8,4 млрд долл. до 37 млрд долл. в год с учетом компенсационного эффекта от реструктуризации долга. Высокая импортозависимость экономики и высокий спрос на наличную иностранную валюту - ключевые факторы валютного дефицита.

Основными каналами оттока иностранной валюты из страны стали дефицит торгового баланса (23,6 млрд долл.), накопление наличности вне банков (13,3 млрд долл.), выплата доходов по иностранным кредитам и инвестициям (7,3 млрд долл.). К счастью поступления внешней помощи было достаточным, чтобы покрыть такой дефицит. Украине не удалось в достаточной мере нарастить производительность отечественных производств, чтобы уменьшить потребности экономики в импорте, а политика валютной либерализации дополнительно усилила валютный спрос.

В 2024 году НБУ поэтапно проводил политику валютной либерализации, которая включала переход к гибкому курсообразованию и смягчению валютных ограничений. Однако такая политика не помогла поглотить шоки платежного баланса, а наоборот - дестабилизировала валютные ожидания. За 2024 год валютные интервенции НБУ на поддержку обменного курса увеличились на 20% против предыдущего года.

Население нарастило покупку иностранной валюты втрое против предыдущего года, выкупив около 12 млрд долл. (нетто). В 2024 году население направило на приобретение иностранной валюты в 11 раз больше средств, чем на гривневые срочные активы. Повышенный валютный спрос приходится удовлетворять ценой более высоких интервенций НБУ, чем в условиях фиксированного обменного курса.

Это провал политики НБУ, который еще требует осознания и переосмысления со стороны отечественной экспертной среды и МВФ. Фонд ожидает, что в 2025 году нетто-интервенции НБУ составят 36 млрд. (+5%), что обеспечит удержание среднегодового обменного курса на уровне 43,4 грн за долл. (+8%).

В конце 2024 года инфляция ускорилась до 11,2% в годовом измерении, тогда как в мае ее значение составляло 3,3%. Хотя ключевая процентная ставка превышает темпы инфляции уже более двух лет, это не помогло избежать всплеска инфляции.

Политика высоких ставок НБУ оказалась неэффективной в плоскости макрофинансовой стабилизации в условиях, когда основными факторами инфляции являются факторы роста расходов, а не спроса. Это указывает также на провалы политики Нацбанка, ведь за 2022-2024 годы на реализацию "политики высоких ставок" НБУ потратил более 200 млрд грн, но инфляция пока ускоряется.

Привлечение внутренних сбережений на цели восстановления экономики низкое. В банковской системе сосредоточено более 2,5 трлн грн депозитов юридических и физических лиц. Свободные ликвидные средства банков превышают 700 млрд грн. Кроме того, во внебанковском обороте имеется около 135 млрд долл. наличной иностранной валюты.

Указанные активы в значительной степени увеличились за время войны. Однако перераспределение этих средств на цели поддержки экономического развития, военных усилий государства или финансирования дефицита бюджета остается крайне слабым.

Уровень кредитования экономики постоянно уменьшается, несмотря на масштабные государственные программы поддержки, а привлечение правительством средств с внутреннего долгового рынка незначительное. В то же время банки вместо инвестирования в экономику вкладывают средства в иностранные долговые облигации или депозитные сертификаты НБУ. За время войны инвестиции банков в долговые облигации других стран увеличились на 3,2 млрд долл., тогда как работающие кредиты банков сократились на 40 млрд грн.

Рынок внутренних государственных займов не стал надежным и доступным источником финансирования для правительства. Удержание на высоком уровне учетной ставки НБУ и предложение банкам высокодоходных депозитных сертификатов приводят к аномально высокой стоимости обслуживания внутреннего государственного долга, сужая фискальное пространство для финансирования приоритетных расходов государства.

Реальная доходность новых гривневых ОВГЗ в январе-октябре 2024 года составила 10,9% годовых, тогда как в 2023 году - 5,4% годовых. Расходы бюджета на уплату процентов по внутреннему долгу увеличились с 123,5 млрд грн в 2022 году до 205,5 млрд грн в 2023 году и ориентировочно составят 252,3 млрд грн в 2024 году.

Остаются проблемы с финансированием обороны. Государственные инвестиции и государственные заказы на закупку, развитие, модернизацию, ремонт вооружения, военной техники и оборудования не покрывают ключевых потребностей Сил обороны.

Объемы финансирования соответствующих бюджетных программ составили 675 млрд грн в январе-октябре 2024 года против 656 млрд грн в январе-октябре 2023 года. По разным оценкам, заложенные в бюджете средства обеспечивают контрактирование от трети до половины продукции, которую могут производить отечественные предприятия ОПК.

В то же время на фронте не хватает материально-технических средств для поражения врага: боеприпасов, минометов, бронетехники, авиации. Недостаточность бюджетных ресурсов и их неоптимальное распределение между текущим и инвестиционным компонентом в бюджете Минобороны и других силовых ведомств негативно влияют на результативность военно-оборонительных действий Украины.

В результате объемы военного производства недостаточны для удовлетворения потребностей ВСУ. Военное хозяйство не стало ключевой сферой экономической жизни.

Основные риски 2025 года

Главный риск - продолжение войны. Предусмотреть последствия ее влияния на экономику невозможно. Следствием эскалации может быть дополнительное сокращение производственного потенциала страны и потери трудовых ресурсов. Это будет разрушать производительные силы экономики и подрывать возможности для ее восстановления.

Снижение объемов и нарушение ритмичности международной поддержки Украины из-за политических процессов в странах-партнерах может причинить существенный вред финансовой стабильности и обороноспособности страны.

Восстановление блокады грузовых перевозок на западной границе и ограничение морских транспортных путей будет негативно влиять на внешнеторговый баланс, что будет генерировать риски для валютной стабильности.

Вследствие ударов российских оккупантов по объектам критической гражданской инфраструктуры обостряются риски возникновения аварий, что потребует дополнительных расходов бюджетных средств и будет снижать производительность экономики.

Задачи на 2025 год

Ключевая задача военной экономики - максимально возможная мобилизация материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

Нужно решить вопрос стабильного и ритмичного финансирования потребностей государственного бюджета. Необходимо максимизировать усилия по привлечению средств из всех возможных источников: внешняя помощь партнеров, налоговые платежи, оптимизация межбюджетных отношений, внутренний рынок заемных средств.

Следует поднять вопрос о реструктуризации внутреннего долга правительства перед Нацбанком, а также продолжить реструктуризацию внешних обязательств (ВВП-варранты, гарантированные государством облигации "Укрэнерго", внешние коммерческие займы), которые не были охвачены пакетом реструктуризации 2024 года.

Государство будет нуждаться в большем объеме бюджетных доходов для поддержания обороноспособности, покрытия социальных и экономических потребностей во время войны и после ее завершения, поэтому начатый в 2024 году курс налоговых реформ нужно продолжить с ориентацией на повышение справедливости налоговой системы, рост бюджетного потенциала налогов и принятие налоговых норм ЕС.

Мобилизированные в государственный бюджет средства следует рационально использовать на цели выживания страны и функционирования военной экономики.

Государство должно представить четкую экономическую доктрину для бизнеса и быть активным игроком: осуществлять государственные инвестиции в критически важные проекты и финансировать масштабный оборонный заказ. Экономическая доктрина должна включать доступ к рынкам сбыта, трудовым ресурсам и финансированию.

Доступ к рынкам сбыта должен предусматривать беспрепятственное функционирование логистических путей и каналов сбыта продукции, создание условий беспошлинной торговли на рынках стран-партнеров, принятие четких планов государственного заказа (включая операции Госрезерва), совершенствование практик госзакупок.

Доступ к трудовым ресурсам должен опираться на помощь правительства в поиске квалифицированных работников (в частности среди зарубежных мигрантов), программы бронирования работников, привлечение незанятых к трудовой деятельности, подготовку и переподготовку кадров. Доступ к финансированию должен предусматривать восстановление работы банковского сектора как института финансового посредничества.

Необходимо усиливать потенциал военного производства. Для этого необходимы целевые госпрограммы и расширение государственного оборонного заказа, инвестиционные проекты по созданию военных мощностей, государственные налоговые и кредитные стимулы для производителей военной продукции всех форм собственности.

Отдельный акцент государственных стабилизационных программ поддержки бизнеса необходимо делать на проектах по созданию рабочих мест в сферах локализации производства и импортозамещения. Для сохранения общественного консенсуса важно усиливать роль государства в обеспечении социальной справедливости.

Внедрение дифференцированной системы налогообложения доходов, повышение налогов на богатство - возможные опции усиления перераспределительной роли фискальной политики. Более справедливое распределение доходов способствует более продуктивному их использованию в экономическом обороте страны.

Конструктивное взаимодействие монетарной и фискальной политики важно во время структурных кризисов, когда разрушаются традиционные производственные и финансовые связи. Законодательство предусматривает возможность направления деятельности НБУ на поддержку экономики, если это не противоречит целям ценовой и финансовой стабильности.

По моему мнению, сейчас как раз сложились условия, когда сосредоточение деятельности центрального банка на поддержке экономики, восстановлении ее производительности и трансмиссионных механизмов соответствует и целям центрального банка, и целям правительства.

Согласованную позицию Украины важно последовательно представлять для международных партнеров (прежде всего в переговорах с МВФ), поскольку без их поддержки возможности успешного восстановления национальной экономики ограничены.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
НБУ МВФ ОВГЗ госбюджет война