Ловля котиков в "Борисполе"
Напрашивается вопрос: из каких политико-экономических соображений реконструированный за бюджетные средства аэропорт, уникальный для экономики и безопасности государства, планируется передать в концессию?
"Князю нужно было влияние графини, чтобы получить концессию на ловлю котиков в Тихом океане", - писал Алексей Толстой в произведении "Чудаки".
История действительно располагает примерами тихоокеанской ловли котиков на условиях концессии, практиковавшейся в 19 столетии.
В 21 веке ситуация изменилась: ловля морских котиков оказалась возможной лишь на условиях уголовно преследуемого браконьерства.
А вот объекты стратегического государственного значения в странах, где не практиковалась ловля котиков, стали передаваться в концессию.
2012 год для Украины можно считать расцветом концессионных правоотношений.
Фундамент процесса был заложен в конце 2011 года вследствие состоявшихся за четыре месяца концессий на управление целостными имущественными комплексами ГП "Ровенькиантрацит" и ГП "Свердловантрацит".
Основанием для такого шага стал приказ Минэнергоуголя.
За пять месяцев 2012 года успела состояться концессия на управление имущественным комплексом госпредприятия "Теплоелектроцентраль-2 "Эсхар".
Следуя постановлению Кабмина от 11 января 2012 года следующем этапом через концессии будут освоены целостные имущественные комплексы - ЦИК - 49 объектов топливно-энергетического комплекса.
Это притом, что с 1999 года по 2012 год общий список объектов, допустимых к передаче в концессию, содержал и продолжает содержать лишь 16 объектов.
Однако концессии на объекты ТЭК - явление закономерное, учитывая действие закона "Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливо - энергетического комплекса, которые пребывают в госсобственности".
Грядущая же концессия ЦИК ГП "Международный аэропорт "Борисполь" - явление в правовом смысле более чем неожиданное.
Дело в том, что особенности концессии на управление объектами авиации еще не определены на законодательном уровне, и в перечень объектов государственной собственности, допустимых к передаче в концессию, не включены.
Да и практика европейских стран не располагает примерами передачи в концессию единственного государственного аэропорта, обеспечивающего трансконтинентальные рейсы.
В довершение "Борисполь" является крупнейшим аэропортом государства. Он расположен в стратегической близости от столицы - 29 км - и обеспечивает 70% авиационных пассажирских перевозок страны.
Фото wordpress.com |
Данные факты наращивания концессионных темпов не поддаются логическому осмыслению в контексте негативного опыта реализации первых и единственных государственных концессий в Украине - концессии на строительство и эксплуатацию дорог Львов-Краковец и Львов-Броды в 1999-2011 годах.
Напрашивается вопрос: из каких политико-экономических соображений реконструированный за бюджетные средства аэропорт, уникальный по значению для экономики и безопасности государства, планируется передать в концессию?
Многие годы он успешно управляется и эксплуатируется госпредприятием. Зачем тогда нужны госпредприятия, если они априори не способны управлять объектами, и государство вынуждено привлекать дорогостоящих концессионеров?
Многим эти вопросы покажутся риторическими. Да и на практике сформировался коммерческий подход, объясняющий концессионный тренд: то, что невозможно приватизировать и взять в аренду, нужно эксплуатировать через концессию.
К сожалению, законодательство стоит на страже данного принципа, поскольку в рамках закона "О концессиях" де-факто невозможна и изначально нецелесообразна концессия на строительство чего-либо. Объяснения следующие.
1. Концессионеру в этом случае потребуется получить права на земельный участок для реализации концессионного проекта в течение года с момента подписания договора концессии и, как следствие, платить не только концессионную, но и арендную плату.
2. Построенный объект нельзя будет приобрести в частную собственность концессионера.
3. Если концессионер станет заказчиком строительства, получив в аренду земельный участок, то он будет вынужден оформить построенное на свое имя, но это противоречит концептуальным началам концессии.
А вот концессии, связанные с управлением ЦИК государственных и коммунальных предприятий, на практике работают замечательно.
Юридически, именно эта финансово-правовая модель будет рекомендоваться сторонам, имеющим намерение получить в управление стратегический объект, запрещенный к приватизации и аренде, с гарантией возврата вложенных инвестиций и будущей прибыли в долгосрочной перспективе.
Фото corpnews.com.ua |
С одной стороны, замечательно, что в Украине такое прикладное законодательство, позволяющее удовлетворить коммерческий интерес инвестора.
Однако с другой стороны, завтра правительство примет решение о передаче в концессию права на производство огнестрельного оружия или право на производство спирта, наркотических и психотропных веществ, и тогда это затронет не только правовую, но и гражданскую позицию украинцев.
Юридическое исследование состоявшихся концессий на право управления "Ровенькиантрацита" и "Свердловантрацита", а также грядущих концессий в ТЭК свидетельствует о грубом нарушении действующего законодательства.
Так, вопреки требованиям закона "О государственно-частном партнерстве" принятию решения о проведении концессионного конкурса и выбора концессионера в упомянутых проектах не предшествовал этап оценки эффективности реализации проекта на условиях концессии.
Что является причиной такой государственной халатности и недальновидности?
Когда-то в целях PR был принят закон "О государственно-частном партнерстве", о который теперь "спотыкаются" важные государственные интересы.
Юристам же остается ждать, когда обнаруженный правовой и критический дефект концессионных сделок позволит в будущем вернуть вспять концессии, которые они вынуждены сегодня признавать.
Ведь случилось же это после одиннадцатилетнего периода реализации первых украинских концессий на строительство автомобильных дорог.