Украинская правда

Ловля котиков в "Борисполе"

Напрашивается вопрос: из каких политико-экономических соображений реконструированный за бюджетные средства аэропорт, уникальный для экономики и безопасности государства, планируется передать в концессию?

"Князю нужно было влияние графини, чтобы получить концессию на ловлю котиков в Тихом океане", - писал Алексей Толстой в произведении "Чудаки".

История действительно располагает примерами тихоокеанской ловли котиков на условиях концессии, практиковавшейся в 19 столетии.

В 21 веке ситуация изменилась: ловля морских котиков оказалась возможной лишь на условиях уголовно преследуемого браконьерства.

А вот объекты стратегического государственного значения в странах, где не практиковалась ловля котиков, стали передаваться в концессию.

2012 год для Украины можно считать расцветом концессионных правоотношений.

Фундамент процесса был заложен в конце 2011 года вследствие состоявшихся за четыре месяца концессий на управление целостными имущественными комплексами ГП "Ровенькиантрацит" и ГП "Свердловантрацит".

Основанием для такого шага стал приказ Минэнергоуголя.

За пять месяцев 2012 года успела состояться концессия на управление имущественным комплексом госпредприятия "Теплоелектроцентраль-2 "Эсхар".

Следуя постановлению Кабмина от 11 января 2012 года следующем этапом через концессии будут освоены целостные имущественные комплексы - ЦИК - 49 объектов топливно-энергетического комплекса.

Это притом, что с 1999 года по 2012 год общий список объектов, допустимых к передаче в концессию, содержал и продолжает содержать лишь 16 объектов.

Однако концессии на объекты ТЭК - явление закономерное, учитывая действие закона "Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливо - энергетического комплекса, которые пребывают в госсобственности".

Грядущая же концессия ЦИК ГП "Международный аэропорт "Борисполь" - явление в правовом смысле более чем неожиданное.

Дело в том, что особенности концессии на управление объектами авиации еще не определены на законодательном уровне, и в перечень объектов государственной собственности, допустимых к передаче в концессию, не включены.

Да и практика европейских стран не располагает примерами передачи в концессию единственного государственного аэропорта, обеспечивающего трансконтинентальные рейсы.

В довершение "Борисполь" является крупнейшим аэропортом государства. Он расположен в стратегической близости от столицы - 29 км - и обеспечивает 70% авиационных пассажирских перевозок страны.

Фото wordpress.com

Данные факты наращивания концессионных темпов не поддаются логическому осмыслению в контексте негативного опыта реализации первых и единственных государственных концессий в Украине - концессии на строительство и эксплуатацию дорог Львов-Краковец и Львов-Броды в 1999-2011 годах.

Напрашивается вопрос: из каких политико-экономических соображений реконструированный за бюджетные средства аэропорт, уникальный по значению для экономики и безопасности государства, планируется передать в концессию?

Многие годы он успешно управляется и эксплуатируется госпредприятием. Зачем тогда нужны госпредприятия, если они априори не способны управлять объектами, и государство вынуждено привлекать дорогостоящих концессионеров?

Многим эти вопросы покажутся риторическими. Да и на практике сформировался коммерческий подход, объясняющий концессионный тренд: то, что невозможно приватизировать и взять в аренду, нужно эксплуатировать через концессию.

К сожалению, законодательство стоит на страже данного принципа, поскольку в рамках закона "О концессиях" де-факто невозможна и изначально нецелесообразна концессия на строительство чего-либо. Объяснения следующие.

1. Концессионеру в этом случае потребуется получить права на земельный участок для реализации концессионного проекта в течение года с момента подписания договора концессии и, как следствие, платить не только концессионную, но и арендную плату.

2. Построенный объект нельзя будет приобрести в частную собственность концессионера.

3. Если концессионер станет заказчиком строительства, получив в аренду земельный участок, то он будет вынужден оформить построенное на свое имя, но это противоречит концептуальным началам концессии.

А вот концессии, связанные с управлением ЦИК государственных и коммунальных предприятий, на практике работают замечательно.

Юридически, именно эта финансово-правовая модель будет рекомендоваться сторонам, имеющим намерение получить в управление стратегический объект, запрещенный к приватизации и аренде, с гарантией возврата вложенных инвестиций и будущей прибыли в долгосрочной перспективе.

Фото corpnews.com.ua

С одной стороны, замечательно, что в Украине такое прикладное законодательство, позволяющее удовлетворить коммерческий интерес инвестора.

Однако с другой стороны, завтра правительство примет решение о передаче в концессию права на производство огнестрельного оружия или право на производство спирта, наркотических и психотропных веществ, и тогда это затронет не только правовую, но и гражданскую позицию украинцев.

Юридическое исследование состоявшихся концессий на право управления "Ровенькиантрацита" и "Свердловантрацита", а также грядущих концессий в ТЭК свидетельствует о грубом нарушении действующего законодательства.

Так, вопреки требованиям закона "О государственно-частном партнерстве" принятию решения о проведении концессионного конкурса и выбора концессионера в упомянутых проектах не предшествовал этап оценки эффективности реализации проекта на условиях концессии.

Что является причиной такой государственной халатности и недальновидности?

Когда-то в целях PR был принят закон "О государственно-частном партнерстве", о который теперь "спотыкаются" важные государственные интересы.

Юристам же остается ждать, когда обнаруженный правовой и критический дефект концессионных сделок позволит в будущем вернуть вспять концессии, которые они вынуждены сегодня признавать.

Ведь случилось же это после одиннадцатилетнего периода реализации первых украинских концессий на строительство автомобильных дорог.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.