Как создать эффективный благотворительный фонд
Эта колонка - о том, как мы прошли путь от хаотичной волонтерской инициативы до системной организации, помогающей Силам обороны Украины.
Как все начиналось
Еще с детства я мечтала снимать социальную рекламу, а во взрослой жизни вместе с партнером реализовала эту идею через ресторан "Снег на голову" в Харькове, где работали люди с ментальной инвалидностью. Это был бизнес с целью - изменить представление об инклюзии. Впоследствии я работала charity-менеджером на "Кураже", совмещая ивент-менеджмент с благотворительностью. А после начала большой войны люди сами начали обращаться: несли деньги, просили организовать помощь. Это и стало толчком к созданию Shields.
Один из первых крупных доноров передал 200 тыс. долл. со словами: "Купи, что считаешь нужным". Мы потратили их на рации и броню, которые тогда были в дефиците. Так фонд стал центром людей, которые помогают военному направлению.
О принципах и ценностях
Моя первая команда - семья. Благодаря их активной включенности и поддержке армии с 2014 года, нам удалось собрать базу контактов военных. Чем дальше двигались, тем больше становилось понятно - это уже не просто стихийная инициатива, а что-то более серьезное. Из-за предыдущего опыта благотворительности и бизнеса, у меня была и остается идея системной работы, которая строится "в долгую".
Кроме этого, для нас важен интерес к тому, что делаем. Например, мы занимаемся военными покупками - это невозможно делать без интереса. Также честность и общее стремление команды к системным результатам. Хорошими показателями обязаны отлаженным бизнес-процессам. Всегда ставим цель, желаемые результаты и OKR-и. Каждый отдел выполняет работу в определенной последовательности.
Важно понимать, благотворительность - это не волонтерство, а работа, которой занимаешься на постоянной основе.
Одновременно с этим, мы не являемся корпорацией, ведь я искренне верю в идею индивидуальной ответственности. И если кто-то из команды уедет в отпуск и оставит определенные процессы, с ними сможет работать любой другой, потому что у нас передаются не только задачи, но и знания, как эти процессы построены.
Как сделать работу фонда эффективной
- Начните с видения. Мы хотели сделать благотворительность основной занятостью - и постепенно это произошло.
- Зарегистрируйте организацию. Сначала действовали неформально, но потом официально оформили неприбыльную организацию. Фонд можно зарегистрировать в налоговой, как любое юридическое лицо, в два шага.
- Позаботьтесь о себе. Выгорание - главный враг. Благотворитель не альтруист, а менеджер. Без сна, еды и баланса не будет результата.
- Объединяйте усилия с бизнесом. Мы привлекли компании, которые полностью покрывают наши административные расходы. Бизнесу важно говорить на языке эффективности.
Как фонду построить доверие с общественностью и партнерами
Чтобы сформировать доверие среди партнеров, доноров и сообщества, важно постоянно доносить ценность вашей работы, а именно просто хорошо делать то, что заявили. Первое доверие приходило через личные связи и нетворкинг. Первые партнеры были людьми, которые меня знали лично. Далее уже присоединялись новые предприятия, которые наблюдали за деятельностью фонда, успешными предыдущими сотрудничествами и реализованными проектами.
Один из наших проектов - "Движущая сила": мы закупили новые шины для трофейных вражеских БТРов, во время контрнаступления на Харьковщине. Для меня и нашего сообщества этот проект стал ярким примером эффективной помощи. Колесо стоимостью 70 тыс. грн может вернуть в строй технику стоимостью в миллионы долларов.
После таких кейсов бизнес сам выходил с предложением помощи.
О вызовах и масштабировании
В 2022 году война коснулась каждого, поэтому благотворительность сильно развилась за последние 2-3 года. В благотворительность пришло много классных людей из бизнеса и менеджмента, которые принесли с собой свои знания и креативность. Сейчас, мне кажется, что мы на этапе истощения креативностью.
Так много ярких идей, проектов и подарков, что психика перестает так активно реагировать на подобные триггеры. Например, мы видим, что разыгрывают квартиры, Aston Martin, Porsche Cayenne и если раньше это поражало, то сейчас стало нашей обыденностью. Креатива настолько много, что нужно искать все новые пути привлечения помощи.
Подарки остаются крутым форматом, который мне нравится, потому что в этом магия благотворительности: что-то отдаешь от сердца, - получишь что-то приятное взамен. Но несмотря на это, творческий подход начинает истощать. Из этого следует самый большой вызов - перейти от красивой и креативной коммуникации к более постоянной, даже невидимой и системной, ведь война длится очень долго.
Поэтому мы создали проект, где бизнесы ежемесячно делают небольшие регулярные донаты, которые неощутимы для них. Но для фонда эти средства так аккумулируются, что можем купить что-то ощутимое. Это помогает масштабироваться и иметь более устойчивые бюджеты, независимо от изменений в обществе.
Все процессы, системы и стратегии - это лишь инструменты. Самое главное - работать искренне, с любовью, и ради дела, в которое веришь. Тогда даже в самые сложные времена будет ради чего просыпаться и двигаться дальше.