Что тормозит восстановление Украины в строительстве?
В условиях большой войны вопрос восстановления и модернизации национальной инфраструктуры приобретает первоочередное значение. В то же время, в Украине до сих пор применяют нормы строительного законодательства, сформированные на основе устаревших подходов и принципов советского образца. Это создает ряд системных проблем, которые негативно влияют на эффективность строительной отрасли, инвестиционную привлекательность и готовность иностранного бизнеса участвовать в восстановлении нашей страны.
Основной проблемой является несоответствие рыночным условиям. В основе стоимости строительства учитывают не единицу выполненной работы (например, километр проложенной дороги или квадратный метр уложенного пола), а стоимость отдельных элементов, таких как нормативно определенная заработная плата, расчет нужных для этого людей, сметная норма стоимости на отдельные строительные материалы и тому подобное.
Более того, эти ресурсные сметные нормы иногда существенно отличаются от реальных цен на материалы, технику и человеческие ресурсы.
Такое положение дел в строительной отрасли фактически закрывает отечественный рынок для иностранных компаний, в частности, тех, которые изъявили готовность участвовать в восстановлении Украины, и хотят работать по прозрачным правилам. Потому что вышеуказанные нормы забюрократизированы, сложные и такие, которые не соответствуют подходам, по которым работает бизнес в ЕС.
Кроме этого, практика правоохранительных органов по выборочному анализу стоимости отдельных материалов или работ, а не стоимости выполненной единицы работы, фактически приводит к тому, что теоретически каждая бюджетная закупка на выполнение работ может заканчиваться уголовным производством.
Еще более циничными являются нередкие случаи открытия уголовного производства сразу после заключения сделки, то есть еще до актирования и оплаты каких-либо работ. Не останавливают правоохранительные органы в поиске "расхитителей" бюджетных средств ни выполнение работ в пределах сметной стоимости, обоснованность которой подтверждена экспертным отчетом проектно-сметной документации (ПСД), ни выполнение работ в пределах договорной стоимости, сформированной по результатам закупки.
Для наглядности: сегодняшние реалии взаимодействия заказчика, бизнеса и правоохранителей выглядят следующим образом: если сумма согласно проектно-сметной документации (ПСД), подтвержденная экспертным отчетом, составляет условных 10 млн грн, по итогам тендера договорную стоимость установили на уровне 9 млн грн, но подрядчик закупил какие-то материалы по 350 грн вместо 200 грн, определенных соответствующими расценками, то заказчик и подрядчик - "преступники".
И никакого значения не имеют сметная стоимость проекта и договорная цена по тендеру. Без преувеличения могу сказать, что почти каждое строительство в нашей стране можно считать коррупционным при таком подходе. И заказчику и подрядчику ничего не остается как "договариваться" с правоохранительными органами.
При таких условиях не только иностранный бизнес откажется участвовать в восстановлении нашего государства, но и украинский постепенно откажется работать с государственными заказчиками.
Еще одной из самых больших проблем является действующая система определения сметной заработной платы в строительстве, основанная на нормативных показателях, которые не отражают фактической ситуации на рынке труда. Поэтому размер зарплаты в проектно-сметной документации значительно ниже реального.
Как следствие - подрядчики вынуждены "вытягивать" деньги на реальную заработную плату работникам за счет завышения стоимости отдельных материалов или нести убытки. Такая система фактически толкает подрядчика к выбору между криминалом и банкротством.
Кроме того, такая методика расчета сметной заработной платы, фактически ставит в дискриминационные условия и делает невозможным бронирование работников субъектов хозяйствования, которые выполняют исключительно работы за счет бюджетных средств. Например, сметная заработная плата для Львовской области на 2025 год составляет 18570 грн. А постановление правительства определяет минимальную для возможности бронирования заработную плату по стране 20 тыс. грн. Как бронировать, если одно противоречит другому?
Расчет заработной платы вообще не учитывает условия сегодняшнего дня - дефицит квалифицированных кадров и возможность привлечения специалистов для выполнения работ в прифронтовых регионах, где оплата труда может существенно превышать рыночные показатели "тыловых" областей.
Например, в 2024 году уровень сметной заработной платы для строительных работ установили на уровне 13750 грн/мес. В то же время реальная средняя зарплата квалифицированного строителя составляла 22000-25000 грн/мес, а в крупных городах и прифронтовых регионах - 25000-35000 грн/мес. Таким образом, сметные и реальные зарплаты могут отличаться вдвое, а то и втрое. Поэтому при привлечении 50 работников на три месяца строительства исполнитель работ вынужден будет потратить на заработную плату дополнительные 1,7 млн грн, которые в смете не учтены.
Расхождения между сметными расценками и реальными ценами в Украине - системные и регулярные. Они возникают практически на всех этапах строительства.
Стоимость материалов и работ определяется по нормативным сборникам, которые часто не обновляются своевременно. Для примера работа одноковшового дизельного экскаватора на пневмоходе по государственным нормам составляет 458,7 грн/час без НДС, а рыночная стоимость - около 1200 грн/час без НДС. Стоимость работы бульдозера в соответствии с государственными нормами составляет 487,71 грн/час, а рыночная - около 1700 грн/час. Это приводит к существенным расхождениям между сметной и фактической ценой.
Еще одним примером не слишком корректного государственного регулирования является наличие расценок на перевозку материалов строительства исключительно на 80 км. Для актуализации дополнительного маршрута требуется дополнительное аргументирование. Аналогичная ситуация с мобилизацией/демобилизацией техники на строительную площадку, что особенно нецелесообразно в условиях войны, когда бизнес из тыловых областей активно приобщается к выполнению работ в прифронтовых областях.
Также, в сметных нормах не учтены коэффициенты на сверхурочную работу. Если срок строительства объекта согласно проекту организации строительства составляет 10 месяцев, а заказчику необходимо построить его за шесть месяцев (не нарушая качества работ), необходимо учесть в смете доплату за сверхурочную работу. Но действующие нормы не предусматривают такой возможности. Таким образом, привлечение большего количества людей и техники для сокращения времени строительства является фактически прямыми убытками подрядчика.
Высокое количество инструкций и поправок усложняет работу даже для украинских специалистов. Международные партнеры - иностранные компании, работающие по FIDIC, Eurocodes или другим международным стандартам, не могут интегрировать украинские сметы в свои системы. Это снижает интерес международных подрядчиков к работе в Украине.
С целью устранения этих проблем и создания современной системы управления сметными процессами в строительстве нужно отказаться от устаревших сметных норм на основе ценовых показателей Госстата, а вместо этого ввести международные стандарты на основе рыночных подходов в ценообразовании, где в основе - стоимость единицы выполненной работы.
Реформа системы сметных норм не то, что назрела, а давно перезрела. Поэтому профильные министерства должны были бы разработать дорожную карту постепенного перехода от нормативного к рыночному ценообразованию, адаптировать международные стандарты в процессы составления сметы и актирования выполненных работ. Тем более, мы уже имеем положительный опыт изменений в отрасли - ликвидация коррумпированной ГАСИ. Потому что только объединившись бизнес и власть могут менять правила игры. Кроме того, благодаря четким нормам отрасль сможет перестать быть постоянным источником доходов для правоохранительных органов. Потому что только прозрачное и честное строительство сможет стать прочным фундаментом восстановления Украины.