Українська правда

У пошуках української електроніки

Смартфони нібито вітчизняного виробництва з'являлися не раз, але виявлялися лише замаскованими китайськими прототипами. Вони не витримували конкуренції з міжнародними брендами і зникали. У чому ж річ? (Рос.)

В речах украинских политиков и даже порой макроэкономистов часто можно услышать возглас "Давайте делать украинские смартфоны и ноутбуки!".

Ведь экспортный товар дороже, а в Украине после падания гривны множество специалистов готовы работать за копейки, чуть ли не дешевле, чем в Китае.

К слову, смартфоны якобы отечественного производства уже не раз мелькали в прессе, но оказывались лишь замаскированными китайскими прототипами.

Они не выдерживали конкуренции с международными раскрученными брендами и быстро исчезали. В чем же дело?

Почему никто из украинских энтузиастов не может удовлетворить местный спрос на электронику даже в условиях кризиса хотя бы на уровне местной сборки?

Как рассказал ЭП директор департамента компьютерных систем компании "Навигатор" Александр Костюк, вопрос, прежде всего, в объеме заказов. Рынок должен быть достаточно большой, чтобы проводить детализацию производства.

Например, выпуск материнских плат требует объема от 500 тыс и выше. Только в этом случае есть смысл запускать местную линию их печати.

К слову, "Навигатор" - это чуть ли не единственная компания, которая организовала в Украине крупно-узловую сборку планшетов ImPad на заводе в Гостомеле. Также "Навигатор" уже несколько лет выпускает смартфоны ImSmart. Правда, сборка этого продукта происходит в Китае.

"Мы никогда не заказываем готовое изделие в Китае, а всегда дорабатываем его. Для этого у нас есть штат инженеров как в Украине, так и в Китае. Они тестируют отдельные части и изделие в целом", - добавляет Костюк.

Четыре беды

Эксперт по разработке и контрактному производству электроники Роман Хархалис выделяет четыре основные проблемы для организации производства в Украине.

Первая проблема, с которой сталкиваются компании, заинтересованные в сборке в Украине, - недостаточная защищенность вложений.

"Для организации автоматизированного производства печатных плат, например, нет высоких требований к помещению. Зато производственная линия обойдется дорого: от 100 тыс долл за старую до 1 млн долл за новую", - рассказывает он.

У инвестора нет гарантий, что на завод не явятся силовики и не конфискуют дорогое оборудование или не остановят производство. Поскольку маржа у таких производств невелика, даже небольшой простой станет причиной убытков.

Вторая сложность, по словам Хархалиса, может возникнуть с логистикой компонентов производства. Многие придется поставлять из Китая.

При этом в самом Китае, в районе Шеньчжень размером с Киевскую область, где сосредоточено основное производство электроники, все компоненты находятся в шаговой доступности. Это позволяет заводам не подписывать длинных контрактов с производителями и выполнять спотовые заказы.

"В одном Шеньчжене  количество предприятий больше, чем во всей Великобритании. Все необходимое расположено в пределах суточного доступа. Это облегчает доработку продуктов и обмен брака", - подтверждает Костюк.

В Украине такая база отсутствует, и замена простого конденсатора требует долгой логистики, растаможки и сертификации.

Фото unian.net

Третья проблема - в местном налоговом законодательстве, объясняет Хархалис. В стране тяжело компенсировать НДС за произведенный на ее территории продукт. В Китае практики авансового НДС нет. "У нас только перед "Арселор Миттал Кривой Рог" задолженность на миллиард гривен", - подчеркивает Костюк.

В Поднебесной другая история. "У Lenovo на фабрике в Китае импортные комплектующие лежат на лицензионном таможенном складе и лишь когда уходят в сборку, проходят таможенную очистку. Автоматически", - рассказывает он.

Четвертая и самая основная проблема - качество человеческого капитала. В украинской провинции сотрудник может стоить дешевле, чем в Китае, но минимальных базовых навыков у него, как правило, нет.

В Украине разрушена система среднего специального образования, и людей еще около полугода придется обучать с нуля. Кроме того, в стране нет квалифицированного нижнего менеджмента - мастеров и бригадиров. Есть и более комплексная проблема - с добросовестностью.

"Рабочие привыкли красть, а местная милиция будет покрывать своих", - подчеркивает Хархалис. Это качество унаследовано из советского прошлого.

Украинский iPhone?

Есть еще один вариант развития производства электроники в Украине: не силами местных сборщиков, а путем привлечения крупных сетевых заводов.

Компания Foxconn, которая производит продукцию Apple в Китае, имеет мощности не только в Поднебесной, но и в Восточной Европе - Чехии и Венгрии. Что мешает ей открыть завод в Украине? Как оказалось, эта история уже давно пройдена. Причем результат ее оказался отнюдь не положительным.

Несколько крупных сетевых сборщиков клюнули на Украину еще в начале 2000-х годов, когда на территории Ужгорода появилась специальная экономическая зона. Подготовку к запуску мощностей на Закарпатье тогда начали два международных сетевика: Jabil и Flextronics, но в 2005 году правительство отменило преференции.

Карта разработки и производства электроники в Украине. Данные ЭП

Это привело к большим сложностям для этих проектов. Jabil вложил в завод и производство около 55 млн долл и таки стартовал в 2007 году с опозданием. Он выполняет заказы по сборке от Nokia, IBM, Alcatel, Philips, Cisco HP. Правда, эти товары не попадают на внутренний рынок, а идут в Европу и другие регионы.

Flextronics построила производственные мощности примерно в тоже время, что и Jabil в Закарпатье (Мукачево), но запустить первую линию на предприятии общей площадью 24 тыс кв м смогла лишь в 2012 году.

Бизнес сетевых сборщиков низкомаржинальный и рассчитан на крупные объемы, поэтому на любые изменения в налоговом законодательстве он реагирует болезненно. После отмены СЭЗ "сетевики" забыли в Украину дорогу. Осталась только та пара заводов, которая оказалась в заложниках у ситуации.

Прощай, десктоп

В некоторых сферах Украина все-таки состоялась как сборщик для нужд местного рынка. Десять лет назад, когда был бум на настольные компьютеры, на этом продукте поднялись многие компании. Сборка под собственной ТМ десктопов из завозных комплектующих оказалась выгодней, чем импорт дорогих аналогов.

Как рассказал ЭП аналитик компании IDC Ukraine Ирина Мельнычук, на украинские настольные ПК до сих пор приходится 90% рынка. Проблема в том, что сам рынок за последние несколько лет сильно сдулся. Никто уже не покупает системные блоки. Их место давно заняли более портативные гаджеты.

"По данным Gfk-Ukraine, во втором квартале 2015 года он составлял 5-10 тыс десктопов по всей стране, и наша доля колебалась в районе 25% от рынка", - рассказывает Костюк из "Навигатора".

Из компаний, у которых сохранилось производство, он припоминает "Инком" и "Рома" (Запорожье). Однако у них это уже не профильная часть бизнеса. "Наши основные докризисные конкуренты - "К-трейд", "Версия", "МКС" - давно обанкротились и прекратили свое существование", - говорит менеджер.

Мельнычук добавляет, что часть компьютерных сборщиков давно перепрофилировалась: кто-то занялся продажей импортной техники через интернет, а кто-то - ИТ-сервисами.

Конкурировать в сегменте продуктов, заменивших настольные десктопы, у них не получилось. Завести бюджетный ноутбук или планшет из-за границы оказалось дешевле, чем привести сюда комплектующие и собрать.

Новые продукты

Впрочем, крест на украинском производстве ставить нельзя. Методом проб и ошибок предприниматели находят свою нишу. Правда, выживают самые упорные. Хархалис считает, что украинская сборка оправдана только в двух случаях: если необходимо соблюдать контроль качества на малых количествах.

Дело в том, что качественные китайские заводы не берутся за небольшие контракты, измеряемые десятками тысяч экземпляров. Для таких целей в Китае есть заводы попроще, но здесь может возникнуть вопрос качества. Приходится внедрять туда своих контролеров либо организовывать линию сборки здесь.

Еще одна ниша для Украины - комплексные решения, когда производитель обеспечивает и сборку, и техподдержку, и программный сервис.

Хархалис считает, что Украина может сделать ставку не на массовую сборку, а на R&D и прототипировании моделей. Успешный пример уже есть: в разработке "читалок" Pocketbook на долю украинских инженеров приходилось не меньше половины работ. Украинскими были дизайн и 80% софта.

Украинцам тяжело конкурировать в массовых сегментах, поэтому они неплохо специализируются на нишах в электронике. Кроме электронных книг, неплохо пошли сопутствующие телевизору гаджеты - IPTV-приставки и медиаплееры.

Недавно компания Dune HD - разработка медиаплееров и софта для них происходит в Киеве - заказала производство части гаджетов для местного рынка на заводе Jabil в Закарпатье.

 Фото Александра Глущенко

"Когда завод был на Тайване, нам нужно было оттуда привезти товар, что сводило на нет экономику. Это потеря времени и денег. Теперь мы ближе к украинскому потребителю", - рассказывает директор Dune HD в Украине Александр Глущенко.

Еще одна компания из этой сферы - одесский "Инфомир" - стала одной из крупнейших в СНГ по производству IPTV-приставок. Она также производит медиаплееры Aura и Mag - также на сетевых заводах Flextronics и Jabil в Украине.

На своем одесском заводе TeleTec компания делает небольшие партии товара. Помимо медиаплееров, здесь выпускают электросчетчики и светодиодные лампы.

"Небольшой объем партий обусловлен тем, что в Одессе мы производим концепты новых разработок, которые сначала тестируем, затем отслеживаем реакцию рынка на них и только после этого даем в массовое производство.

В Азии производится не более 20% пассивных комплектующих. Все остальное, включая пластиковый корпус медиаплееров, изготавливают в Украине", - рассказывает PR-менеджер "Инфомира" Денис Горбунов.

Среди нетрадиционных сфер электроники в Украине можно выделить компанию "Екта", которая специализируется на производстве больших светодиодных экранов. В Житомире у нее есть свой завод.

Видеоэкран ЕКТА, который использовался для прямой трансляции финального матча Лиги чемпионов УЕФА в клубе Гетеборга (Швеция) в 2011 году, внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире светодиодный 3D-телевизор.

 Экраны компании ЕКТА на киевском ТРЦ "Океан плаза". Фото udp.ua

Больших успехов в сфере безопасности в Украине и других странах достигла киевская компания Secur. В Киеве у нее есть свой R&D и небольшой цех сборки.

Все эти небольшие, но прогрессивные компании объединяет одно качество. Они стараются зарабатывать на комплексе услуг. Если бы они просто разработали и продавали свои "железяки", то, вероятно, давно бы прогорели, не выдержав конкуренции с западными брендами.

Однако появление таких фирм не говорит о том, что украинская электроника постепенно возродится самостоятельно. Очевидно, государство не должно снимать с себя ответственности и обращать внимание на проблемы ИТ-отрасли.

В отличие от популярной в Украине программной разработки, которая ангажирует продвинутые команды программистов и обеспечивает им безбедную жизнь, развитое производство электроники способно генерировать целые региональные кластеры, обеспечивающие работой тысячи людей.

Не только талантливых, но и кадры с меньшими амбициями, которые готовы довольствоваться рутинной работой в сборочном цехе, а не торговать на рынке.

ІТ технології