Війни девелоперів на "політесі"
Предмет суперечки - незавершений житловий комплекс: дві недобудовані "свічки", одна з яких готова на 50%, інша - на 80%, а також котлован між ними для зведення офісного приміщення. Будівництво стоїть з 2011 року. (Рос.)
После падения вертикали Януковича в страну возвращается эра корпоративных воен.
Пока украинцы ждут от власти обещанных реформ, часть обиженных "семьей" бизнесменов пытается вернуть статус-кво.
Другие используют неопределенность для захвата привлекательных активов.
Недавно известный киевский бизнесмен, совладелец ТРЦ Dream Town Гарик Корогодский со своей страницы в Facebook приглашал журналистов посмотреть на рейдерский захват строительного объекта в Киеве на проспекте Победы, 26. Находится напротив метро "Политехнический институт".
В свойственной ему ироничной манере Корогодский написал о неких "спортивных" ребятах, которые зашли на объект, разоружили и выгнали его охрану.
Также он написал, что к этому причастны люди Андрея Портнова, которого накануне ЕС порадовал аннулированием санкций.
Через час бизнесмен сообщил, что подтянулась милиция и "упаковала спортсменов". За это он даже поблагодарил главу ведомства Арсена Авакова. На этой мажорной ноте инцидент якобы был исчерпан, и "рейдерская атака" была отбита. Это не совсем так. Корогодский был откровенным не до конца.
События, которые происходили 5 марта на строительной площадке по адресу проспект Победы, 26, больше напоминают корпоративный конфликт.
Предмет спора - незавершенный жилищный комплекс: две недостроенные "свечки", одна из которых готова на 50%, другая - на 80%, а также котлован между ними для возведения офисного помещения. Строительство стоит с 2011 года.
По данным последней экспертной оценки Минюста, в 2013 году объект оценивали 10-11 млн долл. На него сейчас претендуют две компании.
Первая - ООО "Вита веритас" Гарика Корогодского и Александра Меламуда. Они пытаются взыскать долг по решению суда с ОАО "Трест "Киевгорстрой-1". ОАО входит в корпорацию "Столица" Валентина Исака, бежавшего из страны.
Гарик Корогодский. Фото focus.ua |
По решению представителей Фемиды, он должен был возместить своим бывшим партнерам - Корогодскому и Меламуду - около полумиллиарда гривен.
Какая тут связь? Компания "Трест "Киевгорстрой-1" строила объект на проспекте Победы. После того как корпорация "Столица" посыпалась из-за предъявленных ее менеджменту и владельцу обвинений, строительство остановилось.
Вторая претендующая на недострой сторона - ПАО "Аналитприбор", заказчик строительства. Собственно, представители этой фирмы и вытеснили со строительной площадки охрану Корогодского.
У каждой стороны свои мотивы и аргументы. ЭП попробовала в них разобраться.
Не умел держать удар
Немного предыстории. Упомянутая корпорация "Столица" была создана в 2004 году на базе двух акционерных обществ - ЗАО "Киевгорстрой-1" и ЗАО "Трест "Киевгорстрой-1". Это частные компании, которые ничего общего не имеют с ХК "Киевгорстрой".
Визитная карточка "Столицы" - так называемые Оболонские Липки, едва ли не первый в Украине пример комплексной застройки престижного микрорайона. Здесь расположена самая дорогая недвижимость Оболони - 32 двухэтажные и трехэтажные коттеджи с видом на залив.
Фото livejournal.com |
Следующей "высотой" для Исака стало строительство ТРЦ Dream Town. В рамках этого проекта он привлек инвесторов - Корогодского и Меламуда. Строила компания "Трест "Киевгорстрой‑1". Публичным лицом проекта был собственник "Столицы", а об участии двух новых партнеров знали лишь единицы.
Общественность узнала о них в 2009 году, когда между инвесторами и застройщиком разгорелся конфликт. Спор возник из-за права собственности на блок "Б" центра. В связи с этим последовали обращения в прокуратуру и суды.
"Вита веритас" требовала возмещения более 600 млн грн затрат на строительство ТРЦ и уплату процентов по кредитам. "Трест "Киевгорстрой-1", в свою очередь, требовал выплаты ему 371 млн грн долга по договору и штрафных санкций.
В 2011 году Киевский хозяйственный суд поставил точку в этой истории, обязав "Трест "Киевгорстрой-1" выплатить "Вита веритас" 530 млн грн.
Прокуратура обвинила Исака в организации преступной группы и присвоении имущества в особо крупных размерах. Его также объявили в международный розыск.
"В какой-то момент мы узнали, что наш партнер и друг переписал на себя собственность в Dream Town по поддельным документам. Был суд. Людей, которые занимались документами, осудили на пять лет.
Когда наступил кризис 2008 года, его просто перемкнуло на почве неприятностей в бизнесе. Он не умел держать удар и не придумал ничего лучше, чем "кинуть" друзей", - так ранее описал эту историю Меламуд.
Александр Меламуд. Фото ЭП |
Сам же беглец, продолжая находиться в розыске, заявил в 2014 году, что милиция и прокуратура были "куплены" его бывшими партнерами.
"Эта травля организована с подачи бывшего главы МВД Виталия Захарченко по договоренности с моими бывшими партнерами. Не последнюю роль в рейдерском нападении на трест сыграли председатель Высшего хозяйственного суда Виктор Татьков и его одиозный заместитель Артур Емельянов. Их гонорары, выплачиваемые Меламудом, измерялись миллионами долларов", - уверял Исак.
Впрочем, после смены власти застройщик не спешит возвращаться в Украину.
Воскрешение прибора
После решения Хозяйственного суда о взыскании 530 млн грн на имущество и средства "Треста "Киевгорстрой-1" был наложен арест.
По словам юриста "Вита Веритас" Елены Поспеловой, в 2012-2013 годах в рамках исполнительного производства проводилась опись имущества "Трест КГС-1" и объект на проспекте Победы также вошёл в список. Она уверяет, что объект, который строился за счёт денег "Трест КГС-1", был арестован и передан на ответственное хранение.
"Имущество передали на ответственное хранение компании "Вита Строй", которая и выставила там охранников. Уже 2,5 года расходы по охране на нас. Задача – не разграбить объект, а получить взыскание с должника тем путём, который будет определён исполнительной службой", - подчёркивает она.
То есть объект хранили для того, чтобы исполнительная служба смогла его потом легко продать, а "Вита веритас" получила вырученные средства. Возможно, так бы и случилось, если бы в борьбу не включился киевский завод ПАО "Аналитприбор", представители которого 5 марта зашли на территорию объекта.
До этого компания-заказчик не проявляла особого интереса к происходящему.
"Рейдерский захват" в исполнении ПАО в тот вечер проходил с переменным успехом. Была милиция, драки и даже "Правый сектор". Последовательность событий того вечера в Facebook описал адвокат ЮФ "Ильяшев и партнеры" Максим Копейчиков, который представляет интересы "Аналитприбора".
По его словам, после ночных приключений на объекте осталась охранная фирма "Аналитприбора". У Корогодского же утверждают, что там находится милиция. Впрочем, ЭП милиции на объекте не нашла. Там были только охранники и пара машин с людьми. О том, на кого они работают, говорить отказались.
Юрист ЮФ "Ильяшев и партнеры" уверяет ЭП, что "действия собственника по размещению своей охраны на объекте не могут быть рейдерством".
Копейчиков также подчеркивает, что у его клиента есть право собственности на объект незавершенного строительства, зарегистрированное "Укргосреестром", а также договор аренды земельного участка.
В аренду "Аналитприбор" получил участок в 2003 году для строительства жилого дома. Его площадь - 0,56 га. В феврале 2015 года Киевсовет продлил заводу срок аренды до 2025 года.
Компания также заявила о готовности возобновить строительные работы и в кратчайшие сроки сдать объект в эксплуатацию. С "Трестом "Киевгорстрой-1" договор якобы расторгнут из-за несоблюдения сроков.
Елена Поспелова, юрист "Вита веритас"
- Компания, интересы которой я представляю, всего лишь ожидает выполнения в рамках исполнительного производства решения суда, вступившего в законную силу.
Объект, права на который предъявляет "Аналитприбор", является в первую очередь частью имущества нашего должника, на которое наложен арест ГИС. Во-вторых, это объект, который включен в акт описи и ареста имущества.
Поэтому только исполнительная служба имеет право совершать какие-либо действия с указанным объектом в законных рамках.
Киев, проспект Победы, 26. Фото yandex.ua |
Стоит отметить, что законодательство предусматривает единственный правовой путь в такой ситуации для "нового собственника" – это подача иска об исключении имущества из описи. Для этого необходимо доказать в суде, что такой объект принадлежит заявителю на законных основаниях, был включен в опись и попал под арест случайно.
Есть и другой момент. Из единой базы судебных решений нам удалось узнать, что ПАО "Аналитприбор" обратился с иском к "Трест КГС-1" в Киевский хозяйственный суд с тем, чтобы суд признал за ним право собственности на объект незавершенного строительста на проспекте Победы, 26.
16 февраля 2015 Киевский апелляционный суд, оставив решение первой инстанции в силе, отказал "Аналитприбор" в таком требовании.
В ходе рассмотрения судом было установлено, что ПАО являлся всего лишь пользователем земельного участка, а строительство и финансирование осуществлялось "Трест КГС-1" на основании договора на строительство. В рамках этого договора право на застройку было передано "Трест КГС-1".
Кроме того, представители ПАО в суде подтвердили, что не несли никаких затрат на строительство объектов.
К тому же, если у них зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, как утверждает "Аналитприбор", от декабря 2014 года, то зачем им отстаивать это право в суде в феврале 2015 года?
К сожалению копии документа, на который ссылается "Аналитприбор", у нас нет, но нам удалось узнать реквизиты документа.
Из документа видно, что они зарегистрировали право собственности на объект в Регистрационной службе Киева. Как основания для возникновения права собственности указаны разрешение на выполнение строительных работ, договор аренды от 2004 года и техпаспорт.
В соответствии с Порядком госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, заинтересованным лицом в регистрации является лицо, осуществляющее его строительство.
Сама же государственная регистрация права собственности проводится при наличии трёх документов. Первый - документ, подтверждающий право на земельный участок. Второй -документ, который даёт право на выполнение строительных работ. И третий - технический паспорт на объект незавершенного строительства.
И тут следует обратить внимание, что на момент регистрации права собственности договор аренды на земельный участок не был ещё продлен. Его продлили только 27 февраля этого года.
Таким образом, на момент проведения регистрации двух из указанных в законодательстве оснований для регистрации права собственности не существовало. Кроме этого, лицо, обратившееся за регистрацией, не было застройщиком.
Максим Копейчиков, адвокат "Аналитприбора"
- Незавершенное строительство было описано ГИС при наложении ареста на имущество треста. Почему это было сделано, и на каком основании исполнитель решил, что это имущество принадлежит тресту, мы не знаем.
Эта ситуация имеет опосредованное отношение к объекту, так как трест собственником этого объекта никогда не являлся. Он всего лишь его строил. Заказчиком был "Аналитприбор". Никакого общего контроля между компаниями, никаких общих бенефициаров тут нет. Нет даже дружеских отношений.
Будут поданы все документы для исключения имущества из акта описи. В любом случае госисполнитель не является тем органом или должностным лицом, который уполномочен делать заключения о том, кому принадлежит имущество.
Раньше мы подавали в суд первой инстанции о признании права собственности, так как на тот момент право собственности еще не было зарегистрировано. В апелляции мы и не настаивали на удовлетворении этого требования.
Сама же аргументация судов о том, что признание права собственности на "незавершенку" в суде невозможно до ввода объекта в эксплуатацию - полный бред, который никакими нормами законодательства обосновать нельзя.
Кто стоит за "Аналитприбором"
Один из главных вопросов - могут ли акционеры киевского завода "Аналитприбор" быть связанными с "Трестом "Киевгорстрой-1" или бенефициарами последнего. В ПАО утверждают, что никаких связей с компанией Валентина Исака у них нет.
Копейчиков сообщил ЭП, что в 2014 году "Аналитприбор" сменил собственников, но назвать конечных бенефициаров отказался. О смене акционеров говорят также данные компании в системе раскрытия информации ГКЦБФР.
Раньше заводом владели Григорий, Сергей и Людмила Понежды. Сейчас 70% акций завода принадлежат кипрской компании Zaphere Limited, которая получила контрольный пакет еще во втором квартале 2014 года.
Завод "Аналитприбор". Фото google.com |
Источник google.com |
По словам Копейчикова, сделку по покупке акций пыталась блокировать третья сторона. Юрист также говорит, что люди, которые 5 марта препятствовали входу на площадку охранной фирмы "Аналитприбора", срывали собрание акционеров.
Сменился и руководитель предприятия. Им стал бывший народный депутат от Народной партии Владимира Литвина Валерий Ремез.
Собеседники ЭП говорят, что приходу Ремеза в парламент способствовал известный бизнесмен Василий Хмельницкий. С того времени утекло много воды, и неизвестно, чьи интересы теперь представляет бывший парламентарий.
Есть еще одно опосредованное подтверждение появления новых собственников на предприятии: оно стало более "живым". Однако наибольшую активность завод демонстрирует как раз в вопросе со спорным объектом.
В остальном завод остается советским пережитком, который может производить все - от телекоммуникационного оборудования до кабинок для курения. Его результаты красноречивы: в 2013 году он заработал 8 тыс грн чистой прибыли.
Могут ли за "Аналитприбором" стоять люди Портнова, как об этом писал Корогодский? По словам автора поста, бывший заместитель главы АП отрицает какую-либо причастность к событиям на стройке.
"Портнов утверждает, что он ни причем. Думаю, это правда, хотя к другим судам он руку приложил. Или его люди", - заявил ЭП совладелец Dream Town.