Українська правда

Зроблено в Китаї: як захистити дизайн одягу від копіювання

Дешеві підробки одягу та взуття заполонили світовий ринок. Які способи захисту авторських прав передбачає правова система України? (рос)

Дешевые подделки одежды, обуви и аксессуаров заполонили мировой рынок.

Именитым дизайнерам и домам моды, чья репутация страдает от массового производства подделок, все чаще приходится защищать свои разработки в судах.

Например, в 2015 году французский холдинг Kering выиграл спор против онлайн-гиганта Alibaba.

Суд обязал китайскую площадку убрать из ассортимента контрафактный товар, который продавали под видом брендов Gucci, Balenciaga и Yves Saint Laurent.

В 2017 году модный дом Chanel выиграл спор с еще одним мировым лидером e-commerce — Amazon, на площадках которой около тридцати продавцов сбывали товар с ложным брендированием Chanel.

Бывает, что бренды судятся и друг с другом за копирование элементов коллекций, как Balenciaga и Steve Madden (спор за модель туфель Lego) или Yves Saint Laurent и Ralph Lauren (спор о классической модели платья-сюртука).

"Виновен тот, кто копирует чужой дизайн", — подумаете вы и будете правы. С одной оговоркой: вину мошенника можно будет доказать, если автор вовремя позаботился о защите своих прав на результат творческого труда.

Речь не только о лидерах фешн-индустрии, но и об украинских дизайнерах. Многие украинские бренды не спешат регистрировать права на дизайн.

Самые распространенные мотивы — скорость и беспрерывный цикл производства, особенно если автор работает в сегменте fast fashion, и искренняя уверенность в том, что дизайн и так защищен.

Какие способы защиты авторских прав предусматривает правовая система Украины? В нашей стране объект фешн-индустрии можно защитить как произведение, торговую марку и промышленный образец.

Произведение. На первый взгляд, может казаться, что дизайн одежды — это произведение изобразительного искусства, которое само собой защищается авторским правом. На практике все иначе. Законодательство Украины не предусматривает такого объекта авторского права как дизайн.

Судебная практика сводится к тому, чтобы использовать утилитарный критерий. Иными словами, одежда слишком практична и лишена оригинальности, чтобы считаться произведением искусства, а поэтому авторским правом не охраняется.

Дизайнеры привыкли полагаться на наличие у них авторского права на эскиз, который четко отображает оригинальные элементы жакета или юбки.

Действительно, авторское право на эскиз есть и регистрировать его не нужно, оно возникает при создании рисунка. Однако дело в том, что авторское право на эскиз не защитит от копирования вещи, которую сшили по этому эскизу.

Торговая марка. В качестве торговой марки могут быть зарегистрированы имя или псевдоним дизайнера, характерный брендовый узор, например, клетка Burberry, "swoosh" Nike или красный цвет подошвы туфель Christian Louboutin.

Торговая марка защищает дизайн одежды в тех случаях, когда скопирован не только фасон, но и узнаваемый логотип. Если же на поддельной вещи будет знак другой торговой марки или в ее названии будет умышленно допущена ошибка, запретить продажу такого изделия через суд практически невозможно.

Такой способ защиты можно рассматривать только как дополнительный.[BANNER1]

Промышленный образец. Понятие промышленного образца наиболее соответствует охране авторских прав в фешн-индустрии. По сути, это результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования.

Им может быть форма, рисунок или расцветка, их сочетание, материал, фактура и другие характеристики. Кажется, что это описание идеально соответствует одежде или отдельным ее элементам (ворот, рукава, декор), и вроде бы дизайнеру ничего не мешает получить патент на свои изделия, но есть два "но".

Во-первых, промышленный образец можно запатентовать, только если он новый, уникальный. С этим каждому дизайнеру стоит смириться. То есть получить патент на базовую хлопковую футболку, шерстяное пальто или джинсы skinny нельзя. Чаще патенты получают на ювелирные украшения, сумки, оправы для очков.

Во-вторых, процедура регистрации промышленного образца и получения патента не адаптирована к особенностям фешн-промышленности. Получения патента можно ждать около года, а за это время недобросовестные производители успеют не только скопировать дизайн, но и продать тысячи дешевых поддельных вещей.

Кроме того, динамика индустрии моды такова, что с выходом новой коллекции одежды необходимо подавать новые заявки на регистрацию промышленных образцов. В таких условиях патент утрачивает свою ценность.

Учитывая несовершенство действующей системы, Украине стоит позаимствовать некоторые способы защиты у Европейского Союза.

1. Предусмотреть правовую охрану незарегистрированных дизайнерских объектов в течение, например, трех лет с даты их публичного показа (постановление №6/2002 Совета ЕС от 12 декабря 2001 года). Для этого необходимо внести изменения в закон "О защите прав на промышленные образцы".

Тем более, что законопроект, предусматривающий такие изменения, уже находится на рассмотрении комитета Верховной Рады.

2. Предусмотреть возможность регистрации дизайна изделий в течение, например, одного года с момента их публичного показа (то же постановление).

3. Предусмотреть упрощенную процедуру получения патента на дизайн изделий в течение, например, двух месяцев. Для этого необходимо дерегулировать эту сферу: сократить сроки получения патента и уменьшить объем формальностей при проведении экспертизы заявки и при оплате за выдачу патента.

Что нужно учитывать при разработке и производстве для защиты дизайна?

1. Использовать на изделиях элементы декоративного творчества, к примеру, ручную вышивку, которая является отдельным объектом авторского права.

2. Регистрировать вышивку или другие отличительные элементы на одежде как торговую марку. Это поможет ассоциировать одежду с конкретным дизайнером.

3. Нанести имя дизайнера или название бренда на этикетки, бирки. Их обозначения следует регистрировать в качестве торговой марки.

4. Получить патенты на промышленные образцы, особенно если это новые элементы одежды, которые можно использовать в следующих коллекциях.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
товари ЄС законодавство юстиція