Українська правда

Не наша торгова війна: нові можливості для України

Як Китай вже знаходить альтернативні шляхи розвитку через торгівельну війну з США та якою може бути роль України у цьому конфлікті? (рос.)

Отношения двух крупнейших экономик мира — США и Китая – с каждым месяцем стремительно остывают. В это же время торговая война между ними, напротив, становятся всё горячее.

Американцы не устают ужесточать ограничения и раз за разом увеличивают размеры пошлин на китайский импорт. А каждое следующее заявление Трампа всё больше превращается в фарс.

То он заявляет, что Си Цзиньпин ему больше не друг, то летом, по источникам The Wall Street Journal, грозился  запретить китайским компаниям инвестировать в технологический сектор США. Мол, хватит китайцам воровать американскую интеллектуальную собственность.

В Китае, в свою очередь, тоже в долгу не остаются. Зеркально отвечают на выходки американского президента и вовсе отказываются от переговоров с ним — запланированный сентябрьский визит вице-премьера Лю Хэ отменили, делегацию чиновников в Вашингтон не отправили.

Плюс взаимно обложили ограничениями американскую продукцию: сельхозтовары, морепродукты, автотехнику и многие другие товары.

Не останавливают обе страны даже возможные экономические убытки, которые логично последуют и для КНР, и для США в результате этой торговой войны.

При этом сам Дональд Трамп так не считает — он убежден, что Америка от такой его политики только выиграет. Мол, США мало что потеряет — китайский экспорт в Америку был всё равно вчетверо меньше, чем из США в Китай.

Тем не менее, как бы оптимистичен не был американский президент, в этом состязании пока что козыри на китайской стороне.

Во-первых, потому что, в отличие от США, которые ввязались в торговую войну еще и с Канадой, странами ЕС и Мексикой, Китай со всеми этими странами начинает постепенно налаживать сотрудничество.

Преимущество Китая над США в том, что это страна, всегда и во всем играющая в долгосрочную перспективу — особенно, когда речь идет о бизнесе и инвестициях.

Во-первых, это особенности менталитета китайцев — им нужно много времени для раскачки и изучения нюансов, ведь они всегда нацеливаются на проекты, которые будут работать не один десяток лет.

Долгосрочное планирование обусловлено еще и внутренними политическими особенностями страны.

Си Цзиньпину не нужно будет через пять лет, по окончанию срока правления, отчитываться перед избирателями за результаты проделанной работы, как, например, Дональду Трампу. Ведь с марта этого года китайский парламент убрал из Конституции КНР ограничение на количество сроков, которые может занимать председатель страны.

Это даёт китайскому лидеру больше возможностей спокойно налаживать отношения на геополитической арене, без страха не переизбраться вновь на пост.

Уже сейчас видно, как КНР неспешно начинает строительство большой сети торговых альянсов с разными странами на всех мировых континентах. И даже с Австралией.

Что касается последней, то, после того, как в январе 2017 года Дональд Трамп подписал указ о выходе Америки из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, у Китая есть все шансы захватить рынок Австралии и других стран тихоокеанского региона.

Заигрывание с европейскими странами у Китая тоже началось. Яркий пример — совместное решение создать платежный механизм для торговли с Ираном.

Китайцы на официальной встрече с Великобританием, Францией, Германией и Россией решили торговать с Тегераном в обход американским санкциям, будучи совершенно независимыми как от американского рынка, так и от валюты — американского доллара.

Что касается России, то она всегда была для КНР союзником. А сложности во взаимоотношениях с Америкой еще больше сблизили россиян с китайцами.

Например, в прошлом году товарооборот между странам вырос почти втрое — на 31,5%. Тезисы, что Украине с Китаем не стоит дружить из-за их добрососедский отношений со страной-агрессором — абсолютно неоправданные и нелогичны.

Хотя бы потому, что поддерживать Кремль в аннексии Крыма Пекин точно не будет — об этом не раз заявляли китайские дипломаты. У самих китайцев есть конфликтные территориальные зоны, вроде Тайваня, поэтому признание аннексированного Крыма станет бомбой замедленного действия для самого КНР.

Такую же нейтральную позицию Украина должна занять и в торговой войне между Китаем и США. Не стоит в этом вопросе показывать  полную лояльность американцам. Даже несмотря на то, что на геополитическом уровне именно США — один из наших главный союзник.

Китай сегодня — это огромные возможности для украинского рынка. Крупные бизнесмена из КРН сегодня рассматривают нашу страну как одну из наиболее привлекательных для вложения своих инвестиций.

Более того, в ближайшие несколько лет ожидается значительный рост экспорта сои и пищевого масла, и с такой же закономерностью будет уменьшаться экспорт пшеницы из США. Эта та отрасль, в которой Украина должна и, что не мало важно, может выстрелить. Если только сможет победить пассивность украинских бизнесменов и убийственность украинской бюрократии.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
торгівля США Китай