Українська правда

(Не)зрозуміла Піднебесна: як укласти привабливу угоду

На що звернути увагу бізнесменам-початківцям у спілкуванні з китайськими колегами? (рос.)

Одна из причин, отпугивающая некоторых украинских предпринимателей выходить на азиатский рынок, особенно начинающих молодых бизнесменов, — абсолютно чужая культура и непонятный для европейского человека менталитет.

Самая крупная страна азиатского рынка — Китай. Он же сегодня один из самых привлекательных регионов с экономической точки зрения для любого начинающего предпринимателя. По финансовым показателям Китай сейчас уступает только США.

И если в Америку зайти со своим бизнесом сложно и с законодательной точки зрения, и с экономической, то с Китаем в этом плане намного проще.

У китайцев и потребительский рынок значительно больше, чем в Америке, и возможности появляются соответственно с каждым днем всё больше.

Однако неподготовленным соваться в Китай и пробовать там "выстрелить" — бессмысленно.

Перед поездкой и "штурмом" этого региона, обязательно нужно предварительно вооружиться знаниями об особенностях мышления тамошних предпринимателей.

Связи решают всё                         

Первое и самое важное правило в Китае — на первом месте здесь всегда личные связи.

Однозначно не стоит надеяться, что вопросы можно будет постоянно решать в режиме онлайн.

О таком варианте работы с китайцами лучше забыть сразу. Они ценят личностный контакт и уделяют ему чуть ли не 70% своего внимания.

С ними нужно обязательно знакомиться лично, встречаться и общаться. И не раз.

Более того, они приверженцы неформального общения, поэтому всегда нужно принимать все предложения отобедать и поужинать вместе. А ещё лучше выступать самому инициатором всех встреч.

Совместная трапеза — одна из слагаемых деловых переговоров. Отказаться от обеда или ужина в Китае может воспринять как личное оскорбление.

Без преувеличения совместная трапеза — признак доверия. И именно его нужно, во что бы то ни стало, завоевать иностранцу в Китае.

К приезжим китайцы относятся довольно скептически, но если все-таки завоевать их доверие и расположение, то зеленый свет будет практически во всех начинаниях.

Серьёзное значение в Китае придают личным рекомендациям, поэтому если о вас будет хорошо отзываться какой-то уважаемый в местных кругах предприниматель, у остальных бизнесменов не будет сомнений в том, что с вами можно и нужно работать.

Заявить о себе

Завоевать благосклонность китайца не очень сложно — нужно элементарно уважать его культуру и показывать, что перед приездом в их в страну, вы ознакомились с местными нормами и обычаями.

Например, чтобы показать серьёзность своих намерений, лучше, чтобы на встрече присутствовало первое лицо в компания. Статус и должность потенциального партнера очень важны для китайцев.

Деловые встречи нельзя назначать на вечер. Их лучше провести до 2 часов дня.

Если встреча важная, то её запланировать желательно заблаговременно, а информацию обо всех деталях продублировать в письменном виде.

К китайцам нельзя никогда опаздывать. Пунктуальность для них — признак уважения. 

Во время встречи хорошо бы обменяться визитками.  Их нужно брать и подавать двумя руками. При этом нужно быть очень осторожным с телесными контактами. Не нужно обнимать китайцев, или дружески похлопывать их по плечу.

Общаясь с женщинами не нужно пытаться показать свою галантность. В бизнес-среде Китая мужчины и женщины — равнозначные игроки. Уступать женщине место, открывать ей дверь или дотрагиваться до неё — считается признаком дурного тона.

Время — деньги?

Если речь идет о заключении сделки с китайцем, не рассчитывайте на быстрый исход.

В Китае абсолютно нормально, если переговоры длятся несколько месяцев, полгода, год. Это непосредственно связано с тем, что китайцу нужно присмотреться к своему партнеру, узнать его, понять, можно ему доверять или нет.

В моей практике были случаи, когда украинские предприниматели в спешке заключали контракты, соглашались на более выгодные для китайских компаний условия, а спустя время понимали — можно было поторговаться, выиграть время и продать намного дороже свой продукт.

На первых стадиях начинающему предпринимателю лучше работать с компаниями-посредниками, у которых уже есть "имя" на китайском рынке.

Во-первых, потому что китайцы им уже доверяют и скорее пойдут на контакт с незнакомцем. Во-вторых, это обезопасит самих предпринимателей, желающий зайти на китайский рынок, от мошенников. А их в Китае как нигде много.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Китай бізнес