Українська правда

Абсурдні вимоги. Як схиляють до корупції майбутніх водіїв

Чому б при отриманні водійських прав не вимагати розрізняти за запахом марки бензину, або рівно ходити після 30 обертів на центрифузі? (Рос.)

Есть у меня знакомый, который водит автомобиль десять лет. Он был вынужден "покупать" первый и последующие разы медицинские справки.

Не ради удобства и экономии времени (момент взятки христианину был неприятен), а поскольку иначе он бы ее не получил.

Он был вынужден прибегать к коррупции, поскольку у нас требования по зрению к водителям категории "В", как к морскому офицеру 70 лет назад.

Суть в том, что один глаз у него уже +0,8 (на момент получения справки — 1,0), а другой -18,0. При этом он не различает оттенки зеленого по таблицам Рабкина.

Однако я могу засвидетельствовать, как и его остальные друзья, что водит он машину отлично, глазомер работает не хуже моего. Хотя говорят, что одноглазые все видят плоско, и что они плохо определяют расстояние "на глаз".

По вождению моего друга этого не скажешь.

Когда мы с ним ехали ночью, я спрашивал о цветах радикально удаленных (метров 600-700) светофоров, и он безошибочно называл цвета. Хотя с такого расстояния не было видно, горят верхний или нижний фонари.

Он проходил в интернете разные тесты для дальтоников совершенно безошибочно и путался только в некоторых картинках пресловутой таблицы Рабкина. Тогда ему сказали, что он не различает некоторых оттенков зеленого.

В общем, речь пойдет о бессмысленных требованиях к водителям в области зрения. Разные проблемы с цветоощущением имеют 8% мужчин на планете и 0,4% женщин, что немало, 1/12 населения.

Если прибавить сюда лишившихся глаза физически и имеющих техническую одноглазость из-за существенного перепада в зрении между глазами, то 1/10 точно наберется. Это много. Это больше, чем лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией (7%), с дискриминацией которых борются во всем мире.

А здесь 10% лишают права водить автомобиль по совершенно глупым и безосновательным причинам. Или… подталкивают к взятке.

Я давно сдавал на права, потому сделал небольшой опрос в Фейсбуке. А вдруг проверка зрения перестала быть "советской"? Ничего подобного.

Справку один из опрошенных получал три недели назад, и цветоощущение проверялось по замусоленным с советских времен таблицам. Хотя практика показывает, что в этом нет не только необходимости, но и смысла.

Архаичность и жесткость требований

Требования к водителям категории "В" по зрению таковы.

Острота зрения лучшего глаза должна быть не ниже 0,6, худшего — не ниже 0,2. Диоптрийная сила очков или контактных линз не должна превышать плюс восемь или минус восемь диоптрий, а разница между очковыми стеклами на правый и левый глаза не должна быть более трех диоптрий, а если очки астигматические, сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8, а сам цилиндр — 3 диоптрии.

Если перевести это на человеческий язык, то с сильным перепадом зрения между глазами, с учетом существенной разницы между линзами, или если у вас физически один глаз, права вам не светят. Хотя за взятку люди прекрасно ездят.

Если у вас такие заболевания, как отслойка сетчатки, катаракта, глаукома, то решение о пригодности остается за врачом. Тут уж как договоритесь. :) Может, это и к лучшему. Прямой призыв к взятке лучше, чем намек на нее.

Кругозор у водителей должен быть больше 20 градусов. Не знаю, не сталкивался в жизни с таким дефектом у людей, но предполагаю, что если подвижность шеи невысокая, то это не проблема для вождения личного автомобиля. Хотя в гонщики или на пилота самолета уже не пойдешь.

Цветоощущение. Дефекты цветоощущений проверяют по таблицам Рабкина. Ограничение в выдаче водительского удостоверения — при значительном нарушении или полном выпадении цветоощущения на зеленый и красный цвета.

Для водителей категории "В" и "С" допускается цветоаномалия типа А (легкая степень) при условии различения реальных цветов светофора.

То есть человек должен четко различать цвета светофора. Мой друг их идеально различает, даже ночью на огромном расстоянии. Однако подпись врача он не получил, пока не дал врачу "на лапу" из-за того, что не рассмотрел нескольких картинок в таблицах Рабкина.

Следующие разы он платил за всю справку, не портя себе нервы и не доказывая, что светофор он легко различает, даже если прямо в него бьет солнце, а светофор — не светодиодный. А ведь не должен он был ни давать взятку, ни заглядывать в таблицы.

Природа жесткости требований

Смысл в таблицах Рабкина был тогда, когда на море и железной дороге применялись семафоры. Семафор — это маленький шлагбаум на мачте. На конце "крыла" есть круглое цветное стекло, которое при подсветке фонарем в ночное время давало подобие светофора.

В бедном Советском Союзе встречались семафоры просто с покрашенными в определенные цвета кружочками металла или даже дерева. В Австралии, Германии и некоторых других странах на второстепенных железнодорожных ветках и сегодня используются семафоры.

Семафор в Австрали
Семафор в Австралии

Семафоры использовались на военных кораблях до Второй мировой войны для синхронизации действий кораблей эскадры в ночное время и для обмена сигнальной информацией в открытом море и на рейдах.

Если прикинуть минимальные расстояния между кораблями, когда у фонаря меняются только светофильтры, то цветоощущение у сигнальщиков и всех офицеров должно быть идеальным.

Несомненно, такое качество зрения должно быть и у машиниста локомотива, который ночью пытается увидеть сигнал семафора от фонаря или днем с расстояния 700-1000 метров увидеть цвет на деревянном кружке 30 см. Нет вопросов — высокое качество зрения необходимо.

Однако уже лет 50 на железных дорогах используются лишь светофоры, и сейчас цвета довольно яркие. Если есть неразличимость оттенков, то основные цвета увидит любой, кроме ахроматов. То есть таблицы Рабкина, даже для получения удостоверения машиниста локомотива, нужно было выкинуть лет 50 назад.

Водителем же на любых дорогах мира может быть полнейший ахромат, который все видит как черно-белую фотографию.

Если светофор вертикальный, то красный — вверху, а зеленый — внизу. Если горизонтальный, то справа — красный, а слева — зеленый. Если стрелки разрешенного движения в определенном направлении, то они всегда зеленые. Иногда мигает только желтый. Достаточно это знать, и различать цвета не нужно.

Когда задумал эту статью, специально стал обращать внимание на знаки с позиций, как будто я вообще не различаю цветов. Кстати, ночью цвета слабо помогают прочитать смысл знака, когда просто ориентируешься на привычные смыслы. В итоге я сделал вывод, что в любое время суток дорожных знаки читаются легко из-за формы и характера изображений. Цветоощущения не нужны.

Единственное, если ночью горит светофор на плохо освещенной улице, то расположение фонаря на нем даже со 150 метров не видно.

Полный ахромат точно поймет, горит ли верхний или нижний фонарь, только с расстояния метров 30-40. Если ехать не слишком быстро, то этого расстояния достаточно, чтобы среагировать. Дальтоники с некритичными нарушениями смогут различить цвет гораздо раньше.

Таким образом, опыт свидетельствует, что в нормативных актах и внутренних инструкциях нужно запретить использовать таблицы Рабкина для оценки пригодности водителей по здоровью для любых категорий, включая автобусы.

Применять такие жесткие требования бессмысленно с точки зрения организации движения в 21 веке. Яркость цветов на светодиодных светофорах такова, что основные цвета различают любые дальтоники, хотя могут и не различать оттенков этих цветов.

Неоправданные по жесткости требования позволяют дискриминировать водителей и вымогать взятку за подпись врача-окулиста.

Цветоощущение водителя нужно проверять не по таблицам, а по фонарю светофора в кабинете окулиста, цвета на котором могут меняться цветными стеклами в любом порядке. Если человек различает эти цвета, этого достаточно.

Была бы моя воля, я бы допустил к вождению и ахроматов, ведь реально цвета не нужны. Этих людей очень мало, 0,0001%. Зачем же такое малое количество физически обделенных людей безосновательно дискриминировать в отношении возможности вождения автомобиля или мотоцикла?

Критерий достаточности зрения

Единственный критерий — это качество вождения.

Не буду спорить: у человека могут быть опорно-двигательные, эндокринные, психические заболевания, из-за которых нельзя допускать за руль. Однако с позиций качества зрения критерием должна быть поездка с экзаменатором в разных дорожных условиях и сдача экзамена на "удовлетворительно".

При определении возможности управлять автомобилем должны "рулить" не таблицы Рабкина или разница в диоптриях, а стандартные навыки водителя.

  1. Способность читать знаки на расстоянии, достаточном для принятия решения.
  1. Адекватная оценка дорожной ситуации, приемлемый глазомер для езды в потоке и беспроблемное одновременное чтение знаков на дороге и показателей датчиков автомобиля.
  1. Ощущение габаритов и качественная парковка.

И все. Остальное — это формальности советских времен, когда нужно было придумать искусственные преграды и сократить очереди на автомобили длиной пять-десять лет. В наших условиях такая теневая задача не стоит.

Применение таблиц Рабкина для выяснения пригодности по здоровью сегодня выглядит как откровенное вымогательство взятки у 8% потенциальных водителей, которые не могут водить только в теории, но нормально водят на практике. За взятку. Эту коррупционную нишу стоит ликвидировать.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
медицина корупція транспорт