Українська правда

Податковий обмін: коли таємне стане явним?

Глава ДФС раніше заявляв, що Україна готова приєднатися до багатосторонньої угоди щодо обміну податковою інформацією. Це можливість отримувати дані інших країн про іноземні компанії українських резидентів і відкриті ними рахунки. Чи готова Україна?

В апреле 2016 года глава ГФС Роман Насиров заявил о готовности Украины присоединиться к многостороннему соглашению касательно обмена налоговой информацией.

Он выразил надежду, что это позволит Украине уже с начала 2017 года получать данные других стран об иностранных компаниях украинских резидентов, открытые ими счета, а также выявлять нарушения налогового законодательства Украины.

Хотя чтобы в Украине полноценно заработал автоматический обмен налоговой информацией, о котором шла речь выше, понадобится гораздо больше, чем полгода.

В лучшем случае этот механизм начнет работать через несколько лет. Ниже приводим предпосылки для столь пессимистичного вывода.

Идея автоматического обмена налоговой информацией заключается в следующем: финансовые учреждения на ежегодной основе аккумулируют и передают в местные налоговые органы определенные сведения по счетам иностранных юридических и физических лиц — это данные о собственниках счета, обороты по счетам, суммы определенных категорий доходов, таких как проценты, дивиденды, доходы от продажи инвестиционных активов и другое.

Затем эта информация направляется в страну налоговой резидентности собственника счета.

Для того чтобы описанный механизм заработал на практике, необходимы определенные юридические инструменты. Юридической канвой для автоматического обмена налоговой информацией являются:

1. Многостороннее соглашение о компетентном органе, разработанное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Данный документ детально регулирует порядок обмена информацией между фискальными ведомствами стран-участников. Согласно официальным данным ОЭСР, по состоянию на 28 июня 2016 года это соглашение подписали 83 страны. Украины среди подписантов нет.

2. Альтернативный инструмент - двусторонние соглашения между конкретными странами, которые  устанавливают специфику автоматического обмена информацией для конкретных стран-подписантов, и заключаются на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

На данный момент Украина не заключила ни одного подобного соглашения, несмотря на то, что является подписантом вышеуказанной Конвенции наряду с другими 97 странами.

Действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Украиной, содержат положения об обмене налоговой информацией, но эти положения являются слишком общими и не позволяют осуществлять обмен информацией в автоматическом порядке.

Фактически, получить информацию на основании договора об избежании двойного налогообложения возможно только по запросу налоговых органов, в котором будет описана конкретная ситуация, применительно к которой необходима запрашиваемая налоговая информация;

3. Положения национального законодательства, которые с одной стороны должны предоставлять финансовым учреждениям конкретной страны полномочия собирать у клиентов информацию, необходимую для автоматического обмена, регулировать порядок ее сбора и передачи в компетентный орган (в случае Украины – в ГФСУ), а с другой стороны – регулировать порядок обработки и использования информации, полученной из других стран в порядке автоматического обмена.

Указанные положения национального законодательства должны разрабатываться в том числе на базе разработанного ОЭСР Общего стандарта отчетности, который устанавливает, какая конкретно информация должна аккумулироваться финансовыми учреждениями для целей автоматического обмена.

По сути, национальное законодательство должно обеспечивать практическую работу автоматического обмена в каждой конкретной стране. Без конкретных внутренних механизмов сбора информации автоматический обмен такой информацией невозможен.

Поскольку на данный момент Украина не предприняла первичные шаги для подключения к системе автоматического обмена с помощью механизмов, описанных в пунктах 1 и 2 выше, национальное законодательство также пока что не содержит норм, направленных на активацию автоматического обмена.

Учитывая, что активация описанных выше юридических инструментов на практике занимает годы (особенно организация подписания и ратификации международных соглашений), можно констатировать, что на данный момент Украина не готова полноценно подключаться к системе автоматического обмена налоговой информацией.

Тем не менее, поскольку автоматический обмен в перспективе позволит контролирующим органам Украины выявлять иностранные активы украинских резидентов, на законодательном уровне уже начаты работы по внедрению широко используемых в мировой практике правил "контролируемых иностранных компаний".

Согласно законопроекту № 4636 ("Проект внесения изменений в Налоговый кодекс Украины касательно противодействия размывания базы налогообложения и переноса прибыли в оффшорные зоны") предлагается включать в налогооблагаемый доход/прибыль физического/юридического лица-резидента Украины прибыль иностранной компании, подконтрольной такому лицу.

Выявление размера такой прибыли будет возможно, в том числе, с помощью механизма автоматического обмена налоговой информацией.

Помимо вышеуказанного, активация автоматического обмена позволит выявлять валютные операции, осуществленные с нарушением украинского законодательства.

Например, это может быть приобретение резидентами Украины объектов инвестирования за рубежом и размещение валютных средств на счетах за рубежом без лицензии НБУ, а также выявление незадекларированных и не обложенных налогом в Украине иностранных доходов украинских резидентов.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Насіров податки ДФС