Філософія створення технологічного кластера на ВДНГ
Як створити в Україні інноваційно-культурний центр, і як це зробити на базі ВДНГ.(Рос.)
Идея создать в Украине инновационно-культурный центр появилась у команды довольно давно.
Она состояла в том, чтобы объединить в рамках одного места семь направлений: Технологии/Предпринимательство, Образование, Культура, Выставочное направление, Парк отдыха, Спорт и Дети.
Не было лишь одного – подходящей площадки.
Летом 2015 года появилась возможность реализовать идею на ВДНГ.
Когда ВДНГ зашла новая команда, она поставила перед собой цель реанимировать площадку.
За первые полгода удалось стабилизировать финансовое состояние предприятия. Впервые за 10 лет год был закончен с прибылью.
В проекты на территории ВДНГ было инвестировано более 100 млн грн. Создано более 500 рабочих мест. Зимний проект ВДНГ посетило 320 тысяч людей.
С того времени мы объединяли вокруг себя талантливых людей и вырабатывали стратегию для амбициозной идеи инновационного кластера. В итоге мы сформулировали наше видение развития ВДНГ-TECh в рамках направления Технологии/Предпринимательство.
Есть экономическая аксиома: преимущества страны напрямую зависят от интеллекта населения. И один из основных факторов конкурентоспособности государства – это условия для самореализации талантливых людей.
Украина имеет предпосылки для развития инновационной модели экономики. Ежегодно Украина выпускает более 130 тысяч инженеров и около 16 тысяч IT-специалистов.
Но иметь идею – еще не значит реализовать ее. Начинающему технологическому бизнесу нужна питательная среда – доступ к финансам, знаниям и рынку.
Технологический кластер должен создать экосистему, которая, прежде всего, способствует реализации идей, росту и развитию секторов украинской экономики.
Экосистема объединит крупный и средний бизнес, предпринимателей, государство, учебные заведения и научные институты, международные организации, а также финансовые институты и инвесторов.
Согласно последнему исследованию dou.ua лишь немногим более 8% IT-специалистов планируют остаться в Украине. Одной из основных причин они называют отсутствие рынка сбыта IT-продуктов в Украине.
При этом в стране есть огромный потенциал улучшений практически во всех отраслях экономики. Владельцы крупного бизнеса подтверждают, что нуждаются в инновациях и креативных идеях, а потому они готовы помогать развитию технологий.
По их словам, главное препятствие в том, что зачастую у них нет эффективных механизмов для общения с предпринимателями, а у тех, в свою очередь, нет доступа к крупному бизнесу.
Отсутствие такой коммуникации является одной из основных проблем. Образно говоря, нужно выстраивать мосты. А потому задача экосистемы как раз и состоит в том, чтобы наладить, развить и укрепить связи между ее участниками для достижения общих преимуществ.
Одним из инструментов решения такой задачи может стать проведение корпоративных акселераторов. В рамках одной площадки сводят спрос и предложение: крупный бизнес формулирует свои потребности, а молодые предприниматели предлагают свои решения.
В итоге предприниматели получают доступ к крупным заказчикам и финансированию, возможность протестировать продукты на стадии бета-версии, а также обратную связь и консультации от отраслевых экспертов и менторов.
С другой стороны, корпорации за сравнительно небольшие деньги получают доступ к инновациям и талантам, де-факто отдавая на аутсорсинг затраты на научно-исследовательскую работу. Ну и положительный PR как бонус.
Сейчас наша команда на последней стадии подписания контракта с одним из ключевых телеком-операторов рынка. Уже в среду 20 апреля мы совместно объявим о создании телеком-акселератора, а также анонсируем конкурс среди стартапов и уже существующих компаний на участие в первой акселерационной программе ВДНГ-TECh.
Десять команд получат возможность пройти адаптированный под отрасль учебный курс. Компании-финалисты могут претендовать на получение финансирования и предложений о сотрудничестве по модели разделения прибыли.
Мы пойдем по пути создания хабов для каждой конкретной отрасли. В конечном итоге мы планируем объединить их в единую экосистему технологического кластера.
В мае мы анонсируем запуск агрохаба, первыми партнерами которого уже стали крупные холдинги "Мироновский хлебопродукт" и "Сварог", отраслевые издательства Latifundist и журнал "Зерно". В рамках хаба будет создано современное пространство для обучения, совместной работы и проведения отраслевых событий, музей и show-rooms.
Кроме того, мы начнем готовить общую для всех сервисную инфраструктуру.
Уже сейчас мы объединили лучших профессионалов в тех сферах, которые нужны для реализации этого проекта. В команде есть отраслевая экспертиза; необходимый network в стартап-сообществе; связи с крупным бизнесом и международными партнерами; опыт проведения акселерационных программ, а также мероприятий и конкурсов; опыт привлечения инвестиций и работы с финансовыми организациями.
Так, реализовывать направление телеком будут Алена Калибаба - CEO креативного пространства "Часопис" и руководитель Украинской Школы Предпринимательства, Юлия Миронова - международный телеком эксперт по разработке стратегии для инноваций и сложных инновационных бизнес-моделей, Денис Довгополый - соучредитель и управляющий партнер GrowthUP Group и со-основатель первого украинского бизнес-акселератора GrowthUP; Максим Бахматов - генеральный директор ВДНГ, имеет 9 лет опыта в IT development, 4 года опыта работы в телеком индустрии.
Наша задача - создать успешный кейс поддержки инновационного предпринимательства. Мы хотим создать условия для появления новых рабочих мест с высокой добавленной стоимостью.
Это наш вклад в создание современного государства с бизнесом, который основан не на перераспределении старого, а на создании нового.
Макс Яковер - директор по развитию ВДНГ, основатель креативного пространства "Часопис", партнер проекта "Интересный Киев".
Юлия Порошенко член стратегической группы ВДНГ-Tech, имеет более 10 лет опыта работы в стратегическом консалтинге в 10+ странах мира, работала в международных компаниях PwC, General Electric и McKinsey&Company.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.