Місце України в Doing Business-2016. Зрада чи перемога?
Навіть після "покращення" позиція України залишається однією з найгірших серед європейських держав. З країн Європи вона випереджає тільки Албанію. (Рос).
Накануне Всемирный банк презентовал результаты нового исследования Doing Business-2016. Исследование охватывает результаты стран за второе полугодие 2014 года и первое полугодие 2015.
Как известно, чем выше позиция страны в рейтинге ведения бизнеса, тем более привлекательной она становится для инвестиций.
В новом рейтинге Украина заняла 83 строчку - результат улучшился якобы на 13 позиций. Почему якобы?
Дело в том, что авторы исследования уже второй год подряд меняют его методику. В соответствии с новой методикой в прошлогоднем рейтинге Украина оказалась бы не на 96 месте, а на 87 месте. Таким образом, результат наша страна улучшила только на четыре позиции.
Вполне возможно, что многие чиновники, которые часто упоминают рейтинг Doing Business в своих спичах по поводу и без, не захотят этого признавать.
Недавно президент Петр Порошенко заявлял, что Украина в этом году поднимется минимум на 10 позиций. Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус весной заявлял, что ожидает улучшения на 25 позиций.
В целом в сравнении с прогрессом наших соседей, у нас в этом году неплохой результат. Но поводов для радости не так и много.
Во-первых, Украина, как бы там не было, на самом деле преодолела не тринадцать ступенек, а четыре.
Во-вторых, даже после "улучшения" позиция Украины остается одной из худших среди европейских государств. Из стран Европы она опережает только Албанию (97 место), продолжая существенно отставать от России, Беларуси и Молдовы.
Сейчас место Украины на мировой карте бизнеса - между Саудовской Аравией (82 место) и Брунеем (84 место).
Як Україна виглядає на фоні інших країн за легкістю ведення бізнесу (інфографика)
В то же время наиболее прогрессирующими проект считает такие страны: Коста-Рика, Уганда, Кения, Кипр, Мавритания, Узбекистан, Казахстан, Ямайка, Сенегал и Бенин. В совокупности эти десять стран с 2014 по 2015 год провели 39 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды.
Украина в номинацию "прогресс года" не попала, хотя имела для этого все шансы. Возможно, Революция Достоинства все-таки прошла в Коста-Рике или в Мавритании?
В-третьих, эксперты Всемирного банка анализируют ситуацию только на основании изменений законодательства и подзаконных актов, не считая реальных особенностей реализации этих норм.
Исследование показало, что ключевой реформой, которая способствовала повышению рейтинга Украины, стало упрощение регистрации бизнеса.
Согласно данным Doing Business, для регистрации предприятия в Украине надо пройти 4 процедуры. Для регистрации предприятия, по подсчетам экспертов проекта, понадобится не больше семи дней.
В то же время, все также тяжело бизнес решает вопросы по получению разрешений на строительство и подключению к электросетям. Тут практически без изменений.
Для примера - подключение к системе электроснабжения в Украине эксперты оценивают в пять процедур и в 260 дней. Получение разрешений на строительство – 10 процедур и 67 дней.
Не говоря уже о затратах. Например, подключиться к электросетям в Украине в 2,5 раза дороже, чем в среднем в странах Европы и Центральной Азии, и в 3,5 раза дороже, чем в странах ОЭСР.
Самый же главный "плюс" - при всем несовершенстве Doing Business улучшение позиций в нем это очень хороший знак для иностранных инвесторов. И на этот "маяк" они обращают внимание.
Индикаторы | Место в рейтинге 2016 | Место в рейтинге 2015 |
Регистрация предприятий | 30 | 70 |
Получение разрешений на строительство | 140 | 139 |
Подключение к системе электроснабжения | 137 | 138 |
Регистрация собственности | 61 | 64 |
Получение кредитов | 19 | 17 |
Защита миноритарных инвесторов | 88 | 87 |
Налогообложение | 107 | 106 |
Международная торговля | 109 | 109 |
Обеспечение исполнения контрактов | 98 | 98 |
Разрешение неплатежеспособности | 141 | 141 |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.