Альтернативним шляхом
Прийнятий закон відкладає введення норми про обов'язкове використання частини вітчизняного обладнання при будівництві електростанцій на півроку, даючи можливість інвесторам звикнути до нових правил гри. (Рос.)
Подписанный в среду президентом закон №10183 меняет расстановку сил на рынке альтернативной энергетики, открывая возможности для новых отраслей.
Тем не менее, проект закона был опубликован достаточно давно, и нельзя сказать, что он упал как снег на голову инвесторам.
Согласно документу, впервые введен "зеленый тариф" на электроэнергию, произведенную из биогаза. Право на "зеленый тариф" получат компании, которые запускают биогазовые электростанции с апреля 2013 года.
К сожалению, для тех станций, которые были построены ранее, в 2010-2012 годах, льготы не предусмотрены. Помимо этого, коэффициент "зеленого тарифа" для производителей снижен с предполагавшихся 2,7 до 2,3.
Снижение коэффициента делает малорентабельным строительство станций, хотя развитие этого направления имеет важное значение для энергетики страны.
В развитых государствах доля энергии, вырабатываемой из биомассы, составляет от 2% в США до 5% в Германии.
Энергетический потенциал биомассы в Украине составляет 25 млн тонн условного топлива. Его реализация позволила бы сократить закупки газа в России на 6 млрд долл. Сейчас в Украине, по данным ассоциации "Биомасса", используется только 0,7% всех имеющихся ресурсов.
Положительным моментом является требование к энергоснабжающим компаниям с 2014 года выкупать у домохозяйств по "зеленому тарифу" избыточную электроэнергию, производимую крышевыми солнечными электростанциями мощностью до 10 кВт, введенными в эксплуатацию с апреля 2013 года.
Эта норма будет действовать только в том случае, если домовладение потребляет столько же энергии, сколько собирается производить.
Следует отметить, что коэффициент тарифа для крышных систем до 100 кВт максимальный - 3,7, выше, чем для наземных солнечных электростанций. Для наземных тариф понижен почти на 30%.
Таким образом, создается дополнительный стимул инвестирования средств. Хотя механизмы реализации еще необходимо доработать.
Фото УП |
Закон дает дополнительные стимулы и для развития малой гидроэнергетики. Так, устанавливается дифференцированный тариф для ГЭС зависимо от их размера.
Для ГЭС мощностью менее 200 кВт коэффициент повышается с 1,2 до 2, для станций мощностью 200 кВт-1МВт - с 1,2 до 1,6, для остальных малых станций коэффициент остается на уровне 1,2.
Это позволит привлечь инвесторов в проекты малой гидроэнергетики. Потенциал для этого есть: по данным "Укргидроэнергии" на малых ГЭС можно вырабатывать до 8,3 млн МВт-ч энергии.
Преимущество получат отечественные разработки. Например, "Турбоатом" уже переоборудовал ряд цехов для производства турбин мощностью 10-50 кВт, а также микро-ГЭС мощностью 5 кВт.
Следует отметить снижение "зеленого тарифа" для солнечных электростанций, которые будут вводиться с апреля 2013 года.
В дальнейшем его коэффициенты для всех типов станций на возобновляемых источниках будут уменьшаться относительно уровня 2013 года на 10%, 20% и 30% при вводе в эксплуатацию с 2015 года, 2020 года и 2050 года соответственно.
Такое понижение "зеленых тарифов" соответствует мировой практике. Сначала для активного привлечения инвестиций устанавливаются высокие тарифы. В дальнейшем они снижаются, приближаясь к обычным тарифам, чтобы "зеленый тариф" не приводил к росту стоимости энергии для потребителей.
Спорный момент связан с введением так называемой местной составляющей - сырье, комплектующие, услуги, работы украинского происхождения.
Закон устанавливает размер "местной составляющей" для солнечных и ветровых электростанций, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2013 года, на уровне 30%, а для станций, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2014 года, - 50%.
То есть принятый закон, в сравнении с предыдущей версией, отодвигает введение нормы на полгода, предоставляя возможность инвесторам подстроиться под новые правила игры.
Фото УП |
Для биогазовых станций правило "местной составляющей" звучит так: при вводе в эксплуатацию с 2014 года - 30%, при запуске с 2015 года - 50%. По мнению разработчиков закона, это поможет развитию машиностроительного сектора Украины и созданию ряда сопутствующих бизнесов.
В Украине уже есть предприятия, которые производят все виды оборудования, указанные в принятом законе для выполнения "местной составляющей".
Это "Квазар", "Пиллар", Запорожский завод полупроводников, предприятия по выпуску ветрогенераторов, например, Краматорский завод тяжелого станкостроения - совместно с немецкой компанией Fuhrlander.
Однако динамика этого быстрорастущего рынка может опережать производственные возможности существующих предприятий. Поэтому есть необходимость либо в расширении мощностей, либо в строительстве предприятий, что сложно сделать во время мирового кризиса.
По поводу 50% "местной составляющей" возникают большие сомнения, особенно у ветровиков. Конечно, не обходится и без лоббирования интересов китайских и других крупных мировых производителей. Они не заинтересованы в развитии украинских производств, а хотят завозить в Украину свое оборудование.
Беспокойство вызывает и намерение некоторых мировых финансовых учреждений приостановить программы финансирования в области возобновляемой энергетики, если изменения в части "местной составляющей" вступят в силу. Однако это может быть лишь игрой в эпоху кризиса.