Українська правда

Вуглець вбиває світову торгівлю

Торгівля квотами на викиди - не єдине джерело відмінностей між державами. Дороги, порти і навіть школи - все впливає на конкурентоспроможність країни.

Есть серьезные опасения насчет того, что принятие на международном уровне законодательства по ограничению выбросов углекислого газа и торговле квотами на такие выбросы спровоцирует новую волну протекционистских мер.

Политика, направленная на уменьшение вреда окружающей среде, может привести к серьезным отрицательным последствиям для экономики.

Научные данные показывают, что накопление CO2 в атмосфере от сжигания ископаемых видов топлива приводит к глобальному потеплению с отрицательными последствиями для условий жизни во всем мире.

Для обсуждения этой проблемы представители более 150 стран планируют встретиться в Копенгагене в декабре, чтобы найти способ уменьшить выбросы.

Общее предложение заключается в налогообложении всех выбросов CO2. Налог будут взимать с компаний-производителей и продавцов - например, бензина. Такой налог может способствовать тому, что электрические компании и промышленные предприятия станут применять более "чистые" технологии.

Дополнительные затраты на уменьшение выбросов скажутся на стоимости продукции и, конечно, будут включаться в розничную цену. Потребители отреагируют на удорожание и переориентируются в пользу тех товаров и услуг, выпуск которых сопряжен с меньшим уровнем выбросов CO2.

Налог на углекислый газ приведет к тому, что каждое предприятие и семья будет нести ответственность за стоимость добавления CO2 в атмосферу.

Этот унифицированный стимул индивидуальной стоимости позволит уменьшить CO2 при меньших общих затратах, чем этого можно было бы достичь рядом административных требований и стандартов производственных технологий, например, использования минимального количества возобновляемых видов топлива при производстве электроэнергии.

Однако мы не наблюдаем введения налогов на углекислый газ. Несмотря на то, что правительства налагают налоги на бензин, они противятся наложению общего налога на углекислый газ из-за общественного сопротивления любым налогам.

Таким образом, правительства сконцентрировали свое внимание на системе торговли квотами на выбросы как мере увеличения стоимости продукции, которая приводит к значительным выбросам CO2 без явного введения налога.

В системе торговли квотами правительство устанавливает общий допустимый национальный уровень на выбросы и требует от каждого предприятия получать разрешение на каждую тонну выброшенного CO2.

Если правительство будет продавать эти разрешения на аукционе, их цена станет эквивалентной введению налога на углекислый газ и приведет к такому же повышению потребительских цен.

Таким образом, система торговли квотами на выбросы налагает налог на углекислый газ без признания того, что это в действительности является налогом. Данная система может привести к рискам для международной торговли.

Даже если все страны будут стремиться к одинаковому уменьшению национального уровня выбросов, в результате стоимость разрешений станет отличаться ввиду национальных различий в начальном уровне выбросов CO2,  а также особенностей внутреннего производства.

Поскольку стоимость разрешений на CO2 в каждой стране будет отражаться на цене продукции, система торговли квотами на выбросы повлияет и на их международную конкурентоспособность.

Когда цена разрешений станет достаточно большой, чтобы оказать влияние на выбросы, появится политическое давление на введение тарифов на импорт, который будет уравновешивать преимущество стран с более дешевыми разрешениями.

Такие компенсирующие тарифы должны будут отличаться в зависимости от продукции, увеличиваясь для более CO2-интенсивной продукции, а также в зависимости от стран, увеличиваясь для стран с низкой стоимостью разрешений.

Подобная система сложных дифференциальных тарифов как раз представляет собой тот вид протекционизма, которого правительства стремились избежать с начала процесса по принятию Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле более 50 лет назад.

Хуже то, что система торговли квотами на выбросы на практике не полагается исключительно на аукционы для распределения разрешений на выбросы.

План, который разрабатывается в конгрессе США - билль Ваксмана-Маркея, предусматривает выдачу 85% разрешений, наложение системы регулирующих мер и разрешение компаниям покупать компенсации, например, платя за посадку деревьев, вместо того чтобы уменьшать свои выбросы или покупать разрешения.

Такие сложности позволяют сравнить воздействие политики по CO2 в разных странах. Это приведет к тому, что защитники рабочих мест будут требовать более высоких тарифов.

Нет простого способа решить эту проблему. Однако прежде чем спешить вводить тарифы, важно помнить, что торговля квотами не будет единственным правительственным источником различий в конкурентоспособности.

Дороги, порты и даже школы - все влияет на конкурентоспособность страны. Никто не пытается использовать тарифы, чтобы сбалансировать созданные правительством различия в конкурентоспособности, и таких попыток не должно быть, если будет введена система ограничения и торговли квотами на выбросы.

Если в Копенгагене будет принято соглашение о введении схемы ограничения и торговли квотами на выбросы, страны также должны будут договориться о том, чтобы не было попыток ввести компенсационные тарифы, которые, в конечном итоге, поставят под угрозу глобальную систему свободной торговли.

Copyright: Project Syndicate, 2009.

Переклад з англійської Миколи Ждановича

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
квоти податки торгівля