Законодавці та законовзявці
Свій вибір Жеваго, звичайно ж, зробив на користь інвесторів. Ховати від них ім'я акціонера та керуючого директора фірми - подібно смерті. А закон і українські виборці потерплять.
"Он хозяин своего слова. Хочет - даст слово, хочет - заберет его обратно". Мудрость, как будто специально придуманная народом для своих избранников. Причем они могут дать и забрать обратно не только слова, но и целые законы, особенно если те мешают им жить.
Депутаты, которые совмещают парламентскую деятельность с работой в исполнительной власти, - это лишь одна часть нарушений. Другая - совмещение госслужбы с работой в частных компаниях.
Закон "О статусе народного депутата" не допускает двузначных толкований: зарабатывать деньги где-нибудь еще, кроме парламента, запрещено.
"Народний депутат не має права: займатися будь-якою, крім депутатської, оплачуваною роботою, за винятком викладацької, наукової та творчої діяльності, а також медичної практики у вільний від виконання обов'язків народного депутата час; входити до складу керівництва, правління чи ради підприємства, установи, організації, що має на меті одержання прибутку", - сказано в законе.
Однако далеко не все депутаты, похоже, готовы выполнять собственноручно принятые законы. Один из них - Константин Жеваго из Блока Юлии Тимошенко.
Примечательно, что этого нарушения он и не скрывает. Как сказано в недавно опубликованном отчете компании Ferrexpo за 2008 год, Жеваго является ее Chief Executive Officer, то есть главным исполнительным директором.
Жеваго вступил на эту должность с 1 ноября 2008 года. Таким образом, с 1 ноября прошлого года Жеваго не только получает дивиденды от деятельности Ferrexpo, но и получает в компании зарплату.
С другой стороны, Константин Жеваго за весь период депутатской каденции не подал ни одного законодательного акта, как и ни одного депутатского запроса. За это время было зарегистрировано всего 4 выступления Жеваго в сессионном зале. Кстати, все они пришлись на 18 декабря 2007 года - день, когда парламент проголосовал за назначение на пост премьера Юлии Тимошенко.
Депутат-бизнесмен, будь он более осмотрителен, не стал бы обнародовать о себе такие данные. Впрочем, перед Константином Жеваго стоял сложный выбор: скрывая свое положение и доходы в Ferrexpo от своих коллег по парламенту, Жеваго вынужден был бы скрывать их и от международных инвесторов Ferrexpo.
Но скрывать от них имя акционера и управленца Ferrexpo - смерти подобно. Напомним, что в 2007 году Ferrexpo вышла на основную площадку Лондонской фондовой биржи, продав 25% акций, и по правилам фондового рынка она обязана публиковать отчеты о руководстве и деятельности компании.
Свой выбор Жеваго, конечно же, сделал в пользу открытости перед своими инвесторами. Тем самым, депутат собственноручно подписал признание в нарушении Закона "О статусе народного депутата" - ведь отчет перед акционерами Ferrexpo, подписан Жеваго как главным исполнительным директором компании. Отчет Ferrexpo содержит детальную информацию о доходах Константина Жеваго от деятельности компании.
Кроме двух зарплат, депутат-бизнесмен пользуется прочими двойными благами.
Согласно годовому отчету Ferrexpo, Жеваго в рамках своего трудового соглашения имеет право на 25 рабочих дней оплачиваемого отпуска в год. То есть право на отдых депутат получает и от избирателей, и от своих нанимателей вне стен Верховной Рады.
Кроме того, Жеваго как директор частной компании, имеет право на бесплатное корпоративное жилье в месяц "в Швейцарии и в других местах в Европе, если это необходимо для выполнения его обязанностей".
Еще 5 тысяч долларов в год" Ferrexpo выделяет Жеваго на "профессиональные консультации" в сфере налогообложения. Аналогичное право на заграничные командировки ему дает и статус депутата.
Впрочем, основные доходы Жеваго в Ferrexpo впечатляют еще больше.
Годовой оклад CEO Ferrexpo составляет 240 тысяч долларов. Так как в этой должности Константин Жеваго пребывает только с 1 ноября 2008 года, в 2008 году в качестве зарплаты депутат-бютовец получил 42 тысячи долларов. Еще 22 тысячи составили его бонусы как CEO.
Еще один любопытный момент - согласно отчету, размер пенсионных отчислений служащим Ferrexpo составляет 10% от дохода компании. От продажи окатышей в 2008 году Ferrexpo получила 434,28 миллиона долларов. Не приходится сомневаться, что глава компании получил значительную часть от 43,428 миллиона долларов пенсионных отчислений Ferrexpo.
Очевидно, что быть директором Ferrexpo для Константина Жеваго намного более выгодно, чем народным депутатом. Зачем же тогда держаться за место в парламенте вопреки закону и нормам морали?
Не так давно лидер БЮТ Юлия Тимошенко умоляла своих соратников по партии в тяжелые для страны кризисные времена не начислять себе бонусы, если у кого из депутатов есть свой бизнес, а "отдать деньги людям".
Но стоит ли просить выполнять закон? В цивилизованных странах за его невыполнение наказывают. В Украине пока все иначе.
Впрочем, если вдруг вследствие каких-нибудь невообразимых тектонических сдвигов уклоняться от выполнения закона станет невозможно, депутаты вряд ли пострадают. Они скорее отменят неудобную для них норму, чем выполнят ее. Дело-то хозяйское.