Продати, здати і ліквідувати. Кабмін вирішив долю держкомпаній
В уряді провели ревізію і вирішили, що робити з 3,5 тис. держпідприємств.(Рос.)
Новый меморандум МВФ содержит девять главных "маяков" для Украины.
Один из них — это утверждение и обнародование классификации подлежащих и неподлежащих приватизации госпредприятий. Срок выполнения — до конца октября 2016 года.
Подобная классификация должна четко определить, какие из госкомпаний будут проданы, ликвидированы, останутся в госсобственности, или будут переданы инвесторам на условиях концессии.
Наличие такого списка — необходимый этап для реализации годами обещаемой "массовой приватизации".
Раньше правительство неоднократно заявляло о необходимости провести ревизию госактивов, но все планы оставались на словах. Причины очевидны — чем меньше внимания привлекает госпредприятие, тем проще "выкачивать" из него деньги.
ЭП узнала, как Украина выполняет соответствующий "маяк" МВФ, и как выглядят предварительные редакции новых списков.
В поисках причин сказать "нет"
Согласно меморандуму, утвердить классификацию правительство должно было до конца октября. Сделать в срок уже не получилось.
По словам собеседников в правительстве, ведомства всячески "тормозят" работу, не желая расставаться с активами.
Самый популярный аргумент, по словам советника министра экономического развития и торговли Сергея Гайды, это якобы отсутствие полного пакета документов.
"Когда нужно принимать решение, оказывается, что нет какой-нибудь справки, контракта, а на их оформление нет денег, или же директор оказывается в отпуске, или же у него отсутствует рабочий контакт. В основном используются формальные проволочки. А неформально в этой компании может происходить все, что угодно", — говорит он.
Одно из самых несговорчивых ведомств — Минобороны. "Могут написать, например, что отель "Козацкий" — это стратегический для оборонной отрасли актив", - рассказывает собеседник ЭП в правительстве.
Еще один пример непокладистости, по его словам, это — МОЗ.
"У них есть предприятие, которое занимается поставками и развозкой вакцин, а также отдельных лекарств. Зачем нам ГП для выполнения функции логистики, развозки лекарств и вакцин по больницам, или растаможивания? Неужели у нас нет брокеров? Неужели у нас нет частных логистов, которые могут это делать. И делать, наверняка, эффективнее", — удивляется собеседник.
Спорная тысяча
Министерство экономического развития и торговли рассортировало предприятия по спискам. "Основная работа уже сделана, окончательное решение сейчас за причастными министрами", — сообщил ЭП собеседник из МЭРТ.
В ближайшее время перечни могут быть вынесены на рассмотрение правительственного комитета по вопросам экономической политики.
ЭП удалось ознакомиться с предварительными редакциями списков.
Всего в собственности у государства 3 571 госпредприятие.
МЭРТ рассортировало активы на шесть групп. Первая — компании с "важной функцией" — компании-госмонополии, компании, которые выполняют функцию государства. Вторая и третья — предприятия в АТО и Крыму. Четвертая — активы, которые подлежат ликвидации. Пятая — подлежат приватизации. Шестая — будут переданы в концессию.
Фінансові дані: Аналітична платформа YouControl
В собственности государства точно останутся такие госкомпания как "Укрзалізниця", "Энергоатом", "Укрэнерго", "Нефтегаз", "Укрпочта", "Укргидроэнерго", КБ "Южное", "Антонов", Администрация морских портов.
По информации издания, из 3500 объектов 1076 — "спорные". То есть, судьба этих госпредприятий не решена. ЭП сосредоточилась именно на их анализе.
Спорные они потому, что в правительстве не единого мнения относительно того, что с ними делать. Есть и такие, с которым что-то делать невозможно.
К последним относятся две группы предприятий, расположенных в зоне АТО и Крыму. Так, в зоне АТО находится 61 госкомпания, в оккупированном Россией Крыму — 84. Все эти предприятия находятся в подвешенном состоянии.
В списке "спорных с важной функцией" — 232 госкомпании. В основном к этой категории относятся предприятия "Укроборонпрома" и Государственной пенитенциарной службы. В списке также ГП "Антонов", "Завод 410 ЦА" и "Харьковский авиазавод".
В списке подлежащих ликвидации 70 спорных объектов.
В частности, среди них фигурируют подконтрольные Минэнерго концерн "Укрторф", "Укринтерэнерго", "Региональные электрические сети", 7 угольных шахт и "Обогатительная фабрика Сердитянская".
Планы по ликвидации есть и в отношении "Украинской железнодорожной скоростной компании", в управлении которой сейчас находятся все скоростные поезда. В начале октября "Укрзализныця" передала на баланс этого филиала и двухэтажные электропоезда Skoda.
Из подконтрольных "Укроборонпрому" предприятий могут быть ликвидированы "дочки" "Укрспецэкспорта" — фирмы "Прогресс" и "Таско-экспорт", "Южавиапромналадка", "Украинский радиотехнический институт" и "Конструкторское бюро лазерной техники".
"Ликвидация – это не один день. Чтобы физически закрыть предприятие, нужны немалые деньги, полгода и как минимум двое "зубастых" юристов. У многих предприятий есть долги, налоговые в том числе. Нужно решать, что с ними делать. Это тоже время", — объясняет ЭП первый замминистра экономического развития и торговли Юлия Ковалив.
В списке "спорных на продажу" — 264 объекта. Среди них системно-важные госбанки — "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк".
Как и когда продавать госбанки — вопрос, ответить на который правительство пытается тоже не первый год.
Сроки продажи госбанков и доли, которые планируется выставить на продажу, были, пожалуй, самыми часто меняемыми параметрами меморандума. В каждой новой редакции документа они пересматривались.
Минфин Натальи Яресько много месяцев корпел над стратегией продажи госбанков. В итоге она была разработана, но так и не принята на Кабмине. В начале марта этого года Яресько сообщала о планах продать 20% акций "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка" до середины 2018 года.
Ожидалось, что в капитал госбанков на правах миноритариев войдут Европейский банк реконструкции и развития или Международная финансовая корпорация.
После смены правительства тема приватизации госбанков уже не на слуху.
В списке на приватизацию также единственный в Украине и Европе производитель металлического губчатого титана — "Запорожский титано-магниевый комбинат". 51% акций предприятия находится у государства, а 49% - у кипрской компании Tolexis Trading Ltd, которая входит в Group DF бизнесмена Дмитрия Фирташа.
Кроме того правительство готово продать и два отеля, расположенных в самом центре столицы — "Украина" и "Днипро".
Еще претенденты на продажу "Уголь Украины", завод "Арсенал", "Укрспецторг", Государственное ипотечное учреждение, "Технобуд", "Госинвестконсалтинг", "Украгролизинг", "Киевприбор", "Укринвестбуд", "Житомирский ликеро-водочный завод" и другие.
"Это не означает, что если предприятие предстоит приватизировать, то это уже завтра произойдет. Оно может быть продано через пять лет. Но мы должны понимать, куда мы двигаемся", — отмечает Ковалив.
В концессии МЭРТ видит 362 компании, в том числе два крупнейших аэропорта страны — "Борисполь" и "Львов".
Идея с привлечением частного инвестора на условиях концессии на эти объекты также не нова. Она активно обсуждалась в правительстве Николая Азарова. Правительство Арсения Яценюка с концессией решило повременить.
"Что касается концессии терминала аэропорта "Борисполь" — вопрос очень дискуссионный, на данном этапе мы это даже не рассматриваем", — заявлял в марте этого года уже бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Концессию аэропорта "Львов" им. Даниила Галицкого министр допускал при условии появления "достойного претендента".
Передать в концессию планируется также "Службы автомобильных дорог" всех 24 областей.
Львиную долю претендентов на концессию занимают лесхозы. В списке их больше 300. Для инвесторов лесхозы привлекательны правом распоряжаться лесами. В свою очередь закон предусматривает ряд ограничений на передачу лесного фонда в частную собственность.
Правительство Яценюка обсуждало возможность приватизации лесхозов, но в какой-либо предметный сценарий эта идея так и не была оформлена.
"Государство не может быть эффективным собственником 360 таких хозяйств. Забудьте о том, что мы можем их контролировать в таком количестве. Увидеть раз в год директора — уже победа. На базе лесхозов нужно создавать или один холдинг, или один концерн. Нужно объединить их в юрлицо, которое реально можно будет контролировать. Нужно централизировать систему их закупок, ведения учета", — объясняет возможные трансформации с лесхозами собеседник ЭП в правительстве.
Сложная перспектива
Сортировка предприятий, концессия дорог и лесхозов, ускорение приватизации госбанков, корпоратизация хороших госкомпаний — все эти планы неоднократно озвучивались в качестве приоритетных не одним правительством. Но терпели фиаско.
Причины — коррупционные интересы и лоббизм. Парламент блокировал прохождение правительственных инициатив.
Так, проект закона №1567 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", который расширял список активов, подлежащих продаже, девять раз был в повестке дня парламента, но так и не был принят.
Нынешняя ситуация отличается от предыдущей тем, что требование о ревизии госпредприятий исходит от МВФ.
Кроме того, нынешнюю классификацию не нужно проводить через Верховную Раду, ее достаточно утвердить постановлением Кабинета министров, что, в какой-то мере облегчает задачу МЭРТ.
Но только на начальном этапе.
Для того, чтобы класификация заработала на практике и ведомства начали передавать предприятия на баланс ФГИУ и согласились на ликвидацию части активов, необходимо провести тотальное обновление законодательства о приватизации и концессии.
Также надо выполнить еще один пункт меморандума с МВФ — создать при ФГИУ подразделение, которое будет заниматься ликвидацией госактивов.
Это те этапы, которые в зависимости от интенсивности политического сопротивления и по другим причинам (бюрократия, нехватка денег на реализацию) могут растянуться во времени на неопределенный срок.
Новое законодательство о концессии правительство готовит вместе с ЕБРР. И процесс этот длится уже год, глава ФГИУ Игорь Билоус заявлял о старте его подготовки еще осенью 2015.
С созданиeм спецподразделения по ликвидации также все сложно. "Фонду нужны средства на создание этого отдела. Позиция такая: давайте продадим ОПЗ, а потом займемся всем остальным", — подытожил источник ЭП.