Новий сезон податкових воєн. Чи поміняє Рада схему відшкодування ПДВ
В ночь с 24 на 25 декабря 2015 года, принимая бюджет и поправки в Налоговый кодекс, депутаты изменили принципы возмещения НДС.
Парламентарии решили возмещать налог согласно двум реестрам.
Первый формируется из компаний, "которые соответствуют критериям Налогового кодекса".
Такие предприятия не должны находиться в процедуре банкротства, а их объем активов должен в три раза превышать заявленную к возмещению сумму. Еще один критерий - доля экспорта - не менее 40% от общего объема поставок.
Второй реестр - все остальные.
Официальная версия такого шага - сделать процесс возмещения НДС более понятным и прозрачным. Неофициальная - создать возможности для искусственного разделения компаний на "своих", которым НДС будет возмещаться в первую очередь, и "чужих", которые будут получать возмещение по остаточному принципу.
Предполагалось, что в феврале правительство отшлифует процесс возмещения и внесет поправки в закон, которые уберут все возможные спекуляции на эту тему. Этого не произошло.
КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ПРОЦЕДУРА ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС С 1 ФЕВРАЛЯ
В начале марта ГФС опубликовала реестры. На 3 марта в первом реестре было 727 компаний, во втором - 1 646. Реестры регулярно обновляются.
В разговорах с ЭП опрошенные эксперты и представителя бизнеса отмечают: о каких-либо качественных изменениях в системе возмещения пока говорить нельзя, и новый формат не позволяет их заметить.
Риски не исчезли
По мнению опрошенных ЭП экспертов, предложенный порядок возмещения оставляет возможности для манипуляций.
"На данный момент невозможно отследить, насколько ГФС соблюдает хронологический порядок при формировании реестров. Действующий механизм возмещения максимально усложнен", - отметил эксперт РПР Илья Несходовский.
К тому же, добавил он, вопреки обещаниям депутаты так и не прописали в НК, в каком порядке средства на возмещение будут перераспределяться между реестрами.
"Ранее депутаты говорили, что распределение будет 50 на 50, но в законе пропорцию не прописали. Это означает, что правительство имеет возможность в ручном режиме определять, какие суммы направлять на оба реестра", - сказал Несходовский.
Не исключено, что компаниям из первого реестра НДС будет возмещаться более оперативно, чем участникам второго. Есть риск, что для них этот процесс растянется на неопределенный срок.
Как отметил в комментарии ЭП глава ГФС Роман Насиров, решение о двух реестрах было принято в бюджетную ночь. Объяснить, почему так произошло, по его словам, ГФС не может.
"Мы реализуем ту политику, которую получили в связи с принятием соответствующего законопроекта. Большой проблемы в этом тоже не вижу. Хотели два реестра - пожалуйста, два реестра. Хотели публичные - пожалуйста, публичные", - говорит он.
"Не могу понять, почему бизнес переживает по поводу того, как средства будут распределяться с казначейского счета. Мы слышали такие вопросы и будем очень рады, если Минфин предложит, а Кабинет министров примет соответствующее постановление о распределении средств между реестрами", - добавил Насиров.
По словам главы ГФС, это ничего не изменит - возмещение происходит всем вовремя.
По данным службы, в январе-феврале среднемесячный сбор НДС составил 11,5 млрд грн, тогда как в 2015 году - 8,9 млрд грн. На начало марта предприятия задекларировали к возмещению 13,6 млрд грн НДС. Служба возместила на 2,4 млрд грн больше - 16 млрд грн.
По словам Насирова, долги перед бизнесом по НДС уменьшаются. Если в начале 2016 года задолженность составляла 12,5 млрд грн, то сейчас она на уровне 10 млрд грн.
Однако по мнению замглавы Федерации работодателей Украины Дмитрия Олейника, "справедливостью в нынешнем процессе возмещения НДС и не пахнет".
"Прозрачный реестр - это когда смотришь в реальном времени и видишь, как 1 125-я компания в списке на возмещение стала 1 124-й. Такого нет. Эта задумка пока не стала практикой", - отметил он, признав, что уменьшение задолженности по НДС в целом по системе наблюдается.
Так выглядит двадцатка компаний каждого реестра, которые заявили к возмещению наибольшие суммы НДС.
С решением все сложно
В феврале 2016 года министр финансов Наталья Яресько заявила: "Мы будем поддерживать создание одного, хронологичного, прозрачного реестра онлайн".
Тогда же министр финансов поддержала законопроект №3810 народного депутата от "Самопомощи" Татьяны Остриковой и группы депутатов о защите прав плательщиков НДС.
Этот документ стоит в повестках дня двух парламентских комитетов: по вопросам налоговой и таможенной политики и по вопросам бюджета.
Также в Верховной Раде зарегистрировано 11 законопроектов о различных сценариях возвращения к льготному режиму налогообложения в аграрной отрасли.
Так, назначенное на 16 марта заседание комитета по вопросам налоговой и таможенной политики будет посвящено формату возмещения НДС и правилам уплаты этого налога аграриями.
Проблема в том, отметила глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, что два реестра и отмена спецрежима для аграриев шли в пакете. Выводов от правительства ни по реестрам, ни по аграриям пока не было.
"У меня нет понимания, что делать. Именно из-за молчания профильного министерства может получиться коллапс. Считаю, что два реестра могли бы быть, никаких выводов еще не делалось относительно порочности двух реестров", - отмечала за день до заседания Южанина.
Во-первых, по ее словам, сейчас невозможно оценить преимущества или недостатки применения двух реестров, поскольку ГФС до сих пор не обеспечила их ведение в той форме, как это предусмотрено кодексом.
"Единый реестр был бы более предпочтителен, поскольку он более прост в администрировании и более объективен, а значит, меньше подвержен коррупционному влиянию. Однако в пользу решения о двух реестрах высказался Арсений Петрович (Яценюк. - ЭП), и у него были веские причины. Хотелось бы понять, что изменилось", - отметила Южанина.
Во-вторых, добавила она, отмена спецрежима НДС для аграриев в декабре 2015 года сопровождалась обещаниями правительства обеспечить дотирование сельхозпроизводителей.
"Принятая законом в декабре система спецрежима усложнила учет сельхозпроизводителей, поэтому нужно немедленно принять норму об отмене финансовой ответственности аграриев за нарушения при расчете НДС по новым правилам. Потом нужно взвешено решать, отменять ли спецрежим или оставлять его для отдельных, самых уязвимых секторов, например, животноводчества или фермерства", - заявила Южанина.
Эти нормы предусмотрены в законопроекте №3810. По сути, он самый "безопасный" для Минфина.
Как известно, отмена льгот для аграриев - принципиальное требование МВФ. В отличие от остальных "конкурентов" законопроект не предполагает возврата к злополучным для Минфина льготам, но предусматривает озвученный министром возврат к одному реестру. Также он отменяет штрафы в 2016 году для аграриев за ошибки в налоговых декларациях по НДС.
Правда, есть нюансы. По словам Остриковой, среди депутатов настроения в отношении режима НДС изменились, и дело не столько в Минфине, сколько в аграриях и других крупных экспортерах.
"Они уже начали получать возмещение НДС, и их устраивают два реестра. От депутатов звучат похожие аргументы: реестры уже запустили, они работают, и критических проблем нет", - отметила Острикова.
По ее мнению, возвращаться к одному реестру нужно по двум причинам. Во-первых, неясно, как НДС будет возмещаться компаниям из второго списка. Во-вторых, два реестра не решили проблему коррупции.
По словам Остриковой, в неформальных разговорах крупные и малые бизнесмены жалуются на случаи, когда перед получением налога нужно заплатить 20-25% от суммы за возмещение.
"Плата берется на любом уровне: то не подтверждаются реестры, то город не выдает какую-то справку, то казначейство не возмещает, то возбуждаются дела по контрагентам, и это влияет на сумму возмещения", - сказала народный депутат.
ЭП обратилась в Минфин с просьбой уточнить позицию министерства относительно целесообразности возврата к одному реестру возмещения НДС. К моменту публикаци ответ из министерства не поступил.
Накануне Острикова опубликовала в Facebook подписанное Яресько письмо о том, какие законопроекты министерство не будет поддерживать. Среди них есть и №3810.