Українська правда

Підсумки дев'яти місяців уряду: де реформи

Днями Нацрада реформ презентувала свій звіт про темпи реформ за підсумками дев'яти місяців поточного року. З нього випливає, що найгірше у нас з реформами держуправління та енергетики.(Рос.)

11 декабря этого года заканчивается срок программы действий правительства.

В кулуарах вокруг этой даты витает много слухов. Один из них - неприкосновенность правительства может закончиться вместе со сроками действия программы.

Так, ее невыполнение может стать формальным поводом для отставки действующего Кабмина.

Не секрет, что с реформами в этом году не сложилось - их уровень выполнения очень низкий.

"Это связано не так исключительно с премьером или правительством, как с неспособностью коалиции в целом принимать решения. Все реформы уперлись в отсутствие политической воли и популизм депутатов. Вы же видите, что не оппозиция, хочет менять правительство, а члены коалиции", – заявляет старший советник "Альфа-банка" в Украине Роман Шпек.

Будущее реформ зависит от двух факторов: сможет ли власть сохранить действующую, или же создаст новую коалицию, и то, как оценят происходящее в Украине ключевые международные фигуры.

Сейчас в Украине находится миссия МВФ. На прошлой неделе приехал министр финансов Джейкоб Лью. В декабре ожидается визит вице-президента США Джозефа Байдена. Европейцы также будут приезжать.

"Мир готов поддерживать Украину, но он не может вставлять мозги нашим политикам", - говорит Шпек.

Программа действий правительства и Коалиционное соглашение – два из пяти программных документов, определяющих ход реформ в нашей стране.

В своей реформаторской деятельности государство ориентируется также на Соглашение с ЕС, Меморандум с МВФ и Стратегию-2020.

На днях Национальный совет реформ презентовал свой отчет о темпах реформ по итогам девяти месяцев текущего года.

Из него следует: лучше всего в стране с децентрализацией и реформой в сфере управления госсобственностью. Хуже – с реформами госуправления и энергетики.

Антикоррупционная реформаВыполнено 45%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Кабмин утвердил госпрограмму по имплементации Антикоррупционной Стратегии на 2015-2017гг.;

- Утвержден состав Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики. Артем Сытнык назначен директором НАБ;

- 18 марта 2015 г. Кабмин создал Нацагентство по противодействию коррупции;

- Внедрена новая система финконтроля, согласно которой декларации об имуществе и доходах/расходах можно подавать в электронном, а не бумажном виде;

- В июле 2015г. парламент утвердил порядок создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП);

- Минюст запустил реестр коррупционных правонарушителей;

- 14 июля парламент открыл реестры собственников транспортных средств и земли;

- 8 октября Веховная Рада приняла закон, который предусматривает прямое госфинансирование политических партий с 2017 г. В первом чтении приняты законопроекты о создании специального госоргана по вопросам поиска и распоряжения полученных коррупционным путем активов.

- Задержка с созданием САП тормозит запуск коррупционных расследований НАБ;
- Задержка с созданием Нацагентства по противодействию коррупции не позволяет запустить в срок систему финмониторинга публичных служащих;
- Не определен орган по надзору в сфере доступа к информации;
- Разработан, но не внесен в парламент законопроект о порядке проверок на добросовестность госслужащих и местных чиновников.
Судебная реформаВыполнено 64%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Разработана и утверждена Стратегия реформирования судопроизводства на 2015-2020г.г., а также план ее реализации;

- Принят закон "Об обеспечении права на справедливый суд";

- Рада по вопросам судебной реформы разработала проекты изменений в Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный Кодексы и Кодекс административного судопроизводства. Они находятся на этапе публичного обсуждения;

- Утвержден порядок о ведении судейского досье;
- Рада по вопросам судебной реформы   дорабатывает изменения в закон "Об адвокатуре".

- План действий по имплементации Стратегии реформирования судопроизводства требует изменений;

- ВККС не начала квалификационное оценивание судей.

ДецентрализацияВыполнено 76%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Утвердить Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти;

- В каждой области открыть региональные офисы реформ;

- Принять изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы и передать органам местного самоуправления дополнительные полномочия и источники доходов. За девять месяцев текущего года рост доходов местных бюджетов составил 70,9 млрд грн по сравнению с 50,4 млрд грн в 2014 г.;

- По состоянию на 30 сентября 19 областей утвердили Перспективные планы формирования территорий общин;

- Процесс объединения иницирован в 6 тысячах территориальных общин (больше половины существующих). Осенью 2015г. в 159 объединенных территориальных общинах прошли первые выборы мэров и депутатов местных советов.
- Первое чтение прошли законы "О службе в органах местного самоуправления" и "О муниципальной полиции";

- В первом чтении приняты изменения в Конституцию относительно децентрализации, Рада приняла закон "О местных выборах";

- Минрегион внедрил он-лайн платформу Фонда регионального развития. Отбор инвестпроектов впервые происходит не в ручном режиме, а на конкурсной основе. Создается Координационный совет доноров, который будет определять приоритетные сегменты для направления международной помощи.

- Без принятия изменений в Конституцию невозможно провести комплексную реформу местного самоуправления во всех отраслях и сферах;

- Не приняты законопроекты "О местном самоуправлении в Украине" (новая редакция), "О префектах", "Об основах и порядке решения вопросов территориально-административного деления Украины";

- Следует разработать предложения относительно оптимизации территориальных органов власти, сформировать перспективную модель административных округов.

- Необходмио имплементировать законодательство о реализации проектов межрегионального сотрудничества.

Реформа госуправленияВыпонено 33%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Принята стратегия реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления;

- Законопроекты "О госслужбе" (№2490) и "О службе в органах местного самоуправления" (№2489) приняты в первом чтении;

- Разработана стратегия реформирования госуправления до 2020 г.

- Не удалось принять закон "О госслужбе" и внести изменения в закон о КМУ и ЦОИВ, как того требует Коалиционное соглашение;

- Не удалось сократить излишние и дублирующие функции госорганов, в результате сократить госаппарат и поднять зарплату;

- Комплексный анализ и организационная реструктуризация госорганов не проведены;   (требование Коалиционного соглашения);

- Не получилось перевести госорганы на финансирование в зависимости от возложенных на них задач и результатов выполнения. (требование Коалиционного соглашения).

Дерегуляция и развитие предпринимательстваВыполнено 56%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Украина присоединилась к Женевской конвенции ООН относительно автотранспорта 1958 г., что позволило отменить обязательную сертификацию новых автомобилей;

- Количество видов деятельности, которые подлежат лицензированию, сокращено с 56 до 30;

- Ликвидировано монопольное положение "Укрэкоресурсы" на рынке сбора, заготовки и утилизации отходов тары и упаковки;

- Срок выдачи фито-санитарного сертификата в портах уменьшился с 5 до 2 дней;
- Упрощены разрешительные процедуры в сфере пользования недрами, что снизило их годовую стоимость на 3 млрд грн;

- Отменен карантинный сертификат;
- Упразднены обязательные сертификаты по 13 фидам продукции, в том числе техническим средствам реабилитации, моющим средствам, детском питании, основной части рынка топлива и др.;

- Внедрен институт бизнес-омбудсмена;

- Выполнено поти 90% планаотносительно имплементации европейских директив в сфере технического регулирования.

- Задержка с прохождением законопроектов через парламент. В Верховной Раде зарегистрированы 20 законопроектов по дерегуляции, которые ждут своего часа;

- Разработка и утверждение лицензионных условий на подлежащие лицензированию виды деятельности ведется с большим опозданием;

- Не утверждены законопроекты о четкой процедуре банкротства, выполнения контрактов, регистрации имущества и пр., что стоило Украине 13 мест в рейтинге Doing Business.

Реформа правоохранительных органовВыполнено 41%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения
- 2 июля парламент принял закон о Национальной полиции, который запустил реформу МВД. На данный момент новая патрульная служба работает в четырех крупнейших городах Украины - Киеве, Львове, Одессе, Харькове.- Не приняты законы "О сервисных услугах и сервисных центрах МВД (предполагает реорганизацию коррупционных МРЭО) и "О государственном бюро расследований".
Реформа   в сфере нацбезопасности и обороныВыполнено 55%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Украина отказалась от внеблоковой политики и возобновила курс на евроатлантическую интеграцию;

- Утверждена новая Стратегия нацбезопасности и Военная доктрина;

- Стартовала разработка закона"О планировании в секторе обороны и безопасности Украины";

- Началась разработка программных документов относительно парамилитарных формирований; - Формируются силы спецопераций ВСУ. Уровень выполнения

- 20%;

- Началась разработка Морской доктрины;

- Начато, но не доведено до конца, создание ситуационных центров.

- Не началась институциональная реформа МВД и Генерального штаба ВСУ;

- Основы территориальной обороны Украины пересматриваются слишком медленно;

- Необходимо ускорить реформу ВСУ.

Реформа здравоохраненияВыполнено 55%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- 19 марта приняты законы, позволяющие закупать лекарства через международные организации. В июле-августе МОЗ выбрал детский фонд ООН "ЮНИСЕФ", ПРООН и агентство Crown Agents в качестве агентов для осуществления закупок;

- КМУ разрешил МОЗ создать Центр общественного здоровья;

- Украина присоединилась к Глобальной инициативе по здравоохранению (Global Health Security Agenda).

- Не принят законопроект относительно автономии медицинских учреждений;

- Не произошла дерегуляции фармацевтического рынка. Не смотря на существование нескольких рабочих групп и различных концептуальных наработок, стратегия его дерегуляции так и не появилась;

- Реформа МОЗ не происходит;

- Проект Всемирного Банка "Улучшение здравоохранения на службе у людей" за счет кредита в 214 млн. долларов, практически приостановился.

Налоговая реформаВыполнено 69%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Прошло обсуждение концепции налоговой реформы в рамках 14 индустриальных и 6 открытых коммуникационных платформ. Запущен Национальный диалог на тему Налоговой реформы;

- МВФ и Минфин утвердили реформу ГФС;

- Внедрено электронное администрирование НДС;

- Минфин подготовил законопроект о синжении ренты для газодобывающих компаний;

- Разработана стратегия пересмотра действующих Конвенций об избежании двойного налогообложения в соответствии с модельной конвенцией ОЭСР;

- Внесены поправки в закон о ТЦО.

- Проект нового Налогового Кодекса не подан в срок в парламент. У Минфина и депутатов нет единого видения относительно того, какой должна быть налоговая реформа;

- Законопроект Минфина о снижении ренты не принят.

Программа энергонезависимости и реформа энергетикиВыполнено 31%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Принят закон "О рынке природного газа"; - Снижен объем импорта российского газа за счет наращивания объемов реверсных поставок;

- удалось договориться о снижении цены на газ с РФ с 337,1 долларов за тыс куб (I квартал 2015 г.) до 227,4 долларов за тыс куб (IV квартал 2015 г.);

- подписано соглашение c Westinghouse о поставках модифицированных топливных сборок и обогащении урана;

- Увеличение дешевой и чистой электроэнергии АЭС с 47% до 56%;

- Стартовало поэтапное повышение тарифов согласно требованиям МВФ.

- Не получилось создать стимулы для наращивания отечественной добычи углеродов и привлечения инвестиций в энергетический сектор;

- Не удалось снизить рентные ставки на добычу газа (законопроект №2352а);

- Не принят закон "О Нацкомисии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг";

- Не удалось внедрить биржевую электронную торговлю углем.

Продвижение интересов Украины в миреВыполнено 65%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- В июне 2015 г. подписан протокол с Казахстаном в рамках вступления последнего в ВТО. Казахстан снял ограничения на поставки молочной продукции Украины;
- В июле этого года завершены переговоры о Соглашении о свободной торговле с Канадой; - Возобновлено действие Генерализированной системы преференций США (GSP). Получена возможность ввозить в США свыше 3500 видов отечественных товаров;

- В ноябре 2015 г. парламент ратифицировал Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли;

- 21 октября Украина подала в ВТО первый запрос на проведение консультаций с РФ об ограничении импорта товаров для железной дороги (вагонов, стрелочных переводов и пр.);

- С 12 мая внедрена программа по доступу иностранных журналистов в зону АТО;

- Подготовлены промоброшюры на разных языках, англоязычные материалы на военную тематику, ряд промороликов (Open for U - об инвестклимате, Grow Ukraine - об агропотенциале, Reform video - о прогрессе реформ, Energy&Energy Efficiency - об энергетике и энергоэффективности).

- Не сдвинулись с места в выполнении пункта об увеличении в два раза объемов экспорта к 2019 г.;

- В зоне риска планы по созданию отделов по международным коммуникациям в органах исполнительной власти и назначению профильных советников;

- Программа по стажировке иностранцев в ЦОИВ выполнена на 20%;

- Программа по проведению учебных треннингов для представителей экономических миссий Украины реализована только на половину.

Реформа сельского хозяйстваВыполнено 80%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Реализован пилотный проект в Полтавской области о привлечении капитала для фермеров через аграрный расписки. Эксперимент распространен на Черкасскую, Винницкую и Харьковскую области;

- Принято ряд законов по дерегуляции в сфере аграрного сектора, в том числе №191 от 12 февраля этого года об упрощении условий ведения бизнеса, №222 от 2 марта 2015 г.о лицензировании видов хозяйственной деятельности;

- Гармонизировано с евростандартами законодательство в сфере обращения с продуктами животного происхождения;- Сохранен льготный режим налогообложения для аграриев.

- Не получилось приватизировать 86 аграрных ГП. Дополнительно в список было включено еще 15 предприятий. Ни одно из них не передано в управление ФГИУ;

- Верховная Рада не приняла законопроект №1159 о передаче в коммунальную собственность земель сельхозназначения;

- Не получилось отменить мораторий на продажу сельхозземель.

Реформа образованияВыполнено 59%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- В парламент внесены два законопроекта: "О профессиональном образовании" и "О научной и научно-технической деятельности". Рассмотрение ожидается в ноябре;

- Подписано и ратифицировано Соглашения с ЕС "Горизонт 2020", которая открывает украинским ВУЗам доступ к финансированию научных проектов и разработок. Бюджет "Горизонт 2020" - 80 млрд евро);

- Впервые ВНО объединили с итоговой аттестацией по украинскому языку. В последующие годы спектр предметов, по которым планируется совмещение аттестации с ВНО будет расширен;

- Пересмотрены учебные программы начальной и средней школ на предмет их перезагрузки.

- Имплементация закона "О высшем образовании" происходит медленно. Министерство разработало свыше 30 нормативных актов. Из них 19 приняты, остальные - на этапах согласования или пересогласования;

- Задержка с рассмотрением на Кабмине законопроекта "Об образовании".

Реформа финансового сектораВыполнено 69%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Создано законодательное поле для очищения банковского рынка и сокращения инсайдерского кредитования согласно требованиям МВФ (закон №218 от 2 марта);

- Усовершенствован процесс выведения с рынка неплатежеспособных банков (закон №629 от 16 июля). За девять месяцев с рынка выведены 29 банков, за весь 2014 год - 32;

- Приняты законы для обеспечения финансовой независимости НБУ;

- Появился инструмент создания прогнозированной ресурсной базы для банков (закон №424 от 14 мая). С апреля объем депозитов в нацвалюте растет. ЗВР увеличились с 7,5 млрд долларов по состонию на начало года до 12,8 млрд долларов на 1 октября. Учетная ставка НБУ снижена с 30% до 22%; По состоянию на 22 сентября НКЦБФР возбудила 51 дело о правонарушениях на рынке ценных бумаг.

- Парламент тормозит принятие 18 законопроектов, которые важны для финсектора. Большинство из них являются требованиями МВФ. В частности речь о законопроекте №2767 о запуске накопительной системы страхования, законопроектах № 2286а и №3111, касающихся защиты прав кредиторов и снижения концентрации кредитных рисков (маяки МВФ);

- Не приняты документы №1797-1 "О страховании" и проект закона относительно консолидации функций по госрегулированию рынков финансовых услуг (№2413а).

Конституционная реформаВыполнено 56%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Подготовлены изменения в Конституцию; - Изменения в Основной Закон относительно децентрализации получили одобрительный вывод Венецианской комиссии и приняты парламентом в первом чтении;

- Изменения в Конституцию относительно правосудия получили предварительный одобрительный вывод Венецианской комиссии;

- Изменения в Конституцию относительно прав человека в процессе обсуждения.

- Все идет по графику. От президента требуется внести в парламент проект изменений в Основной Закон   относительно правосудия, после чего Верховная Рада должна отправить их в Конституционный Суд, а после - принять в целом не позже марта 2016 г.;

- Изменения в Конституцию относительно децентрализации Рада должна принять не позже января 2016 г.

Реформа госзакупокВыполнено 52%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Запуск электронной системы госзакупок ProZorro. По состоянию на 1 октября 2015 г. в системе работает свыше 980 госзаказчиков, объявлено торгов на сумму более 4 млрд грн, средняя экономия составляет 12-18%;

- Согласовано новые функции профильного департамента МЭРТ; - Назначен новый и.о. директора ГП "Внешторгиздав";

- Стартовал процесс присоединения Украины к Согласшению с ВТО о госзакупках;

- Разработана дорожная карта гармонизации украинской системы закупок с евростандартами.

- Необходимо принять закон "О публичных закупках";

- Следует разрешить на законодательном уровне использование международных провайдеров облачных технологий для размещения несекретной госинформации; - Необходимо утвердить дорожную карту гармонизации украинской системы закупок с евростандартами.

Реформа в сфере управления госсобственностьюВыполнено 82%
ВыполненоНе выполнено/нужно сделать для ускорения

- Подготовлены отчеты МЭРТ о деятельности ТОП-100 госпредприятий; - Усилены требования относительно аудита финотчетности ГП;

- Разработаны законодательные акты о создании набсоветов в унитарных предприятиях и внедрении института независмых директоров;

- Кабмин обновил процедуру назначения руководителей крупнейших ГП (изменения в постановление №777 от 3 сентября 2008 г.);

- Сделаны шаги для установления четких целей деятельности ГП, а также их спецобязательств;

- Проведен анализ портфеля госпредприятий с целью определения стратегии их реструктуризации;

- Утвержден указ МЭРТ о пересмотре методологии разработки финпланов для объединения финансовых и стратегических планов в один документ.

- Рада не утвердила список предприятий, неподлежащих приватизации (законопроект №1567);

- Парламент не принял законопроект 2319а относительно усовершенствования процедуры приватизации;

- Приватизация крупных стратегических объектов (ОПЗ, облэнерго) перенесена на следующий год.

Правда, заявленный советом уровень выполнения реформ – весьма условный.

Большинство пунктов в графе "выполнено" касаются не вступивших в силу законов, а документов, которые в худшем случае находятся на согласовании в Кабмине, в лучшем – прошли первое чтение в парламенте.

"Из всех пяти документов лучше всего выполняется Меморандум с МВФ", – отметил в разговоре с ЭП собеседник из Администрации президента.

В отличие от других документов, за невыполнение меморандума Украине грозит вполне конкретный и очень болезненный "кнут" - срыв программы финансирования.

Украинцы о проходящих в стране реформах не сильно осведомлены. Согласно исследованию компании ТNS, граждане плюс-минус в курсе об изменениях в сфере нацбезопасности и обороны, а также о реформе правоохранительной системы.

По всем остальным направлениям показатели осведомленности населения ниже 33%.

Появление новой патрульной службы и реформу милиции люди смогли увидеть собственными глазами – то есть "пощупать".

Понятно, что в этом случае они признают наличие изменений. В остальных случаях большинство респондентов говорит о том, что реформ вообще нет, или же они происходят очень медленно.

Хуже всего, по мнению опрошенных, обстоят дела с реформированием судебной системы, прокуратуры и здравоохранения.

"На самом деле эти оценки довольно оптимистичные. Они могли быть еще ниже. Мы имели дело с людьми–жителями городов с доступом к Интернету. Если бы мы опросили жителей села, мы бы получили более низкие оценки", – отмечает в разговоре с ЭП заместитель генерального директора TNS Cветлана Винославская.

Одна из причин низкой осведомленности граждан – неэффективная информационная политика власти.

"Как показало исследование, катастрофически не хватает информации об изменениях в сельском хозяйстве, финансовом секторе, дерегуляции, в сферах госуправления и управления госсобственностью. Люди говорят, что в последний месяц не встречали в СМИ такой информации. А 13% из опрошенных вообще ничего не слышали о каких-либо реформах", – говорит Винославская.

По ее словам, западные регионы и Киев воспринимают реформы оптимистичнее, чем на востоке.  Впрочем, Запад и Центр после Майдана изначально были настроены на изменения и сейчас стараются их увидеть.

Жители Харькова, некоторых городов Донецкой и Луганской областей, Днепропетровска более негативно оценивают ход реформ - чаще говорят, что их совсем нет.

"Для того, чтобы получить лучшие оценки от восточных регионов, правительству нужно приложить более серьезные усилия и провести более радикальные изменения", – отмечает эксперт.

Кабмін реформи