Як Білорусь створила IT-кластер і чому це поки не вдалося Україні
Поки держава не запропонує компаніям вигідні умови, взаємодії і синергії в масштабах кластеру бути не може. (Рос.)
Считается, что IT-кластер не может состояться без соответствующего сообщества.
Но вряд ли Украине можно в этом отказать: достаточно большой рынок, множество крупных IT-компаний, востребованные программисты, разветвленный аутсорсинг, свобода нетворкинга.
Однако сформированного экономического кластера, тем не менее, нет.
В то же время в соседней Беларуси, часто воспринимаемой нами исключительно сквозь призму "замкнутости" и "закрытости" их государственной системы, кластер состоялся. Почему они смогли, а мы нет?
Еще в 2005 году президент Лукашенко, которого мы в Украине меньше всего ассоциируем с инновациями и высокими технологиями, принял декрет о "Парке высоких технологий".
На 50 га начали создавать технопарк, а в правовую базу стали интегрировать специальные условия для комфортной работы резидентов сроком на 15 лет.
Сегодня, спустя десять лет, есть основания считать, что данный проект успешно состоялся. Вот что получилось.
Резиденты парка освобождены от налога на прибыль, земельного налога, налога на недвижимость, офшорного сбора при выплате дивидендов их учредителям, уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси (для определенных видов деятельности).
При этом налог на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, и роялти составляет 5%, а подоходный налог с физлиц в отношении работников — резидентов парка взимается по ставке 9% при общей ставке 13%.
Комфортная территория почти в центре Минска и специальный правовой режим, который в итоге стал экстратерриториальным для ведения деятельности в любом населенном пункте Беларуси.
Более того, за эти годы парк успешно "оброс" взаимосвязями с системой образования, госзаказом на IT-услуги, построил бизнес-инкубатор для стартапов.
Да, возможно, Беларусь не стала амбициозным центром выполнения всего цикла работ в сфере высоких технологий и пока специализируется преимущественно на разработке софта. Но ведь и государство не создало льготные условия на весь комплекс услуг, а только на определенные виды деятельности.
Они формировали рынок, ориентируясь на свою стратегию. В 2014 году приняли еще один декрет, который расширил виды деятельности для резидентов парка до смежных с IT отраслей. А что формируем мы и какова наша IT-стратегия?
Как ни странно, отправной точкой и "клеем" для создания развивающегося IT-кластера Беларуси стала власть. Она предложила выгодные условия.
Бизнес может дружить и заниматься нетворкингом по интересам сколько угодно, собираться на круглые столы, форумы, свободно полемизировать и при этом работать или в тени, или индивидуально на собственный результат.
Пока государство не предложит компаниям выгодные условия, фактического взаимодействия и синергии в масштабах кластера быть не может.
Законопроект о создании технопарка в Украине и соответствующие изменения в налоговый кодекс для IT-сектора были разработаны парламентским комитетом по информатизации и информационным технологиям еще в 2013 году.
Если хотя бы мысленно перенести опыт Беларуси к нам в страну, добавить к нему уже проверенные возможности и условия, умножить на масштабы IT-рынка Украины — и мы в лидерах среди бывших советских республик.