Ефективне оподаткування
Європа скасувати ПДВ, кажуть, не дозволить, як і Америка, де його, до речі, немає. Тоді треба вислухати і зробити по-своєму. Пробачать. Це не найгірший з наших злочинів перед Заходом.
Эффективное обложение у нас должно быть столь же самобытным как наша ментальность.
Я реалист и прекрасно понимаю, что при нынешней власти то, о чем пойдет речь дальше, неосуществимо. Как понимаю и то, что без этого ничего не получится. Сегодняшние сверхсложные многочисленные налоги убивают честный бизнес, едва позволяют выжить бизнесу остальному, собираются мало и плохо, а иногда работают в обратную сторону, создают искусственную занятость и провоцируют коррупцию.
Попытки же навести порядок палкой вроде НДС-счетов превращают "палку" в бомбу, оборачиваясь убиением половины экономики вместе с тем, что она делает, и теми, кто это создает. Разбирательства и наказания виновных в этой дикой авантюре еще впереди, но я пока о другом.
Реформа должна быть не на уродливой сложившейся базе, а принципиальной и кардинальной — с учетом отечественной специфики и экономических особенностей. Итак, налоговые основы не для сегодня (никто не станет проводить серьезных стратегических преобразований просто из тактических соображений), но хотя бы для завтра.
1. Налог с оборота вместо НДС
Обложение добавленной стоимости - зарплат и прибыли - как поэлементно (налог с дохода физлиц - НДФЛ, единый социальный взнос - ЕСВ, налог на прибыль), так и всей сразу, убивает эффективность производства, и платежеспособный спрос, которого так не хватает. Поэтому давно напрашивается замена этой коррупционной вакханалии простым и потому неизбегаемым налогом со всего оборота по типу единого налога.
В обмен на простоту и проверочный мораторий сегодняшние "единоналожники" имеют гораздо большую налоговую нагрузку, чем так называемые "нормальные". Им нет смысла придумывать затраты или скрывать доходы. Благодаря им растет удельный вес доходов в выручке, то есть соотношение доходов и цен, фактически - уровень жизни.
Единый налог с оборота должен не сочетаться с НДС, а заменять и его, и налог на прибыль в придачу. Это лучше, чем куча посредников, на пустом месте взвинчивающих цены.
Ставки, ясное дело, должны быть дифференцированы. Очень условно: производство и строительство — 4%, работы, услуги — 7%; торговля (с разницы, то есть наценки) — 8%; при экспорте — все ставки делятся на два.
Добровольность в таком случае исключается.
Европа отменить НДС, говорят, не позволит, как и Америка, где его, кстати, нет. Значит, надо выслушать и сделать по-своему. Простят. Это не худшее из наших преступлений перед Западом.
2. Офшорные условия инвесторам
А вот тут уже Европа и США будут возмущаться. Если убедить их не получится, что ж, тогда или снова ослушаться, или обменять на разрешение по пункту 1.
Суть же в том, чтобы облагать по внутренним экспортным, то есть половинным, ставкам доход от инвестиционной деятельности зарубежных учредителей украинских предприятий, исчисляемый, к тому же, не как весь оборот, а за вычетом зарплат украинским работникам и за вычетом 20% внесённой инвестиции.
Пусть создают рабочие места, если еще остались желающие. Только снова кидать доверившихся не стоит.
3. Налог на рост цен
Весь вопрос здесь — как рост цен посчитать, вычленив из него объективную инфляционную составляющую.
Предлагаю так: из фактической выручки вычитается выручка базовая (например, прошлогодняя), умноженная на коэффициент (видимо, повышающий) изменения прямых материальных (без приравненных к ним) затрат и прямой заработной платы (тоже без косвенных примесей) по трудовым договорам.
То есть во сколько раз из-за инфляции или количественного роста объемов выросли прямые расходы, во столько раз "имеет право" вырасти и выручка. Излишек же подлежит дополнительному двойному, а в сумме с основным - тройному обложению. Если разница получилась отрицательная, предприятию можно помочь, наоборот, переполовиниванием базового налога: не плюс 2, а минус 1/2.
Тогда выжимать рост цен из покупателя будет нерентабельно: мало того, что брать станут меньше, так еще и останется от куцого выигрыша всего ничего.
4. Налог на недопотребление
Социальным налогом должно быть перераспределение средств в пользу беднейших слоев, осуществляемое государством за счет тех, кому деньги некуда девать настолько, что они их инвестируют не в экономику, не в покупки, а в валюту.
Налог при покупке валюты может варьироваться от 10% до 25% в зависимости от ситуации, а "черный" обмен будет пересекаться через установление права милиции на обменные провокации с изъятием 100% конфискованной валюты в личный доход изъявшего милиционера — с отчетом, но без обложения.
Налог будет стимулировать спрос, поскольку непотраченное будет или облагаться при покупке валюты, или обесцениваться.
5. Прочее
Неизбежными элементами обложения наряду с перечисленными налогами должны являться:
- налог с экспорта — пошлина исключительно на вывоз стратегически значимых товаров по правительственному перечню;
- налог с импорта — протекционистская пошлина (кроме критического импорта по перечню КМУ);
- акциз — разница между стоимостью потребительной и производственной - с алкоголя и прочего.
Обложение физлиц в условиях недостающего спроса столь же нецелесообразно, как и обложение эффекта (добавленной стоимости) юрлиц и потому должно заменяться:
- либо ростом ставок единого налога с оборота юрлиц,
- либо налогом на недопотребление в виде эмиссии с обязательной компенсацией инфляционных потерь малообеспеченным слоям.
Налоги должны не убивать экономику, а двигать в заданном направлении.