Українська правда

Ефективне оподаткування

Європа скасувати ПДВ, кажуть, не дозволить, як і Америка, де його, до речі, немає. Тоді треба вислухати і зробити по-своєму. Пробачать. Це не найгірший з наших злочинів перед Заходом.

Эффективное обложение у нас должно быть столь же самобытным как наша ментальность.

Я реалист и прекрасно понимаю, что при нынешней власти то, о чем пойдет речь дальше, неосуществимо. Как понимаю и то, что без этого ничего не получится. Сегодняшние сверхсложные многочисленные налоги убивают честный бизнес, едва позволяют выжить бизнесу остальному, собираются мало и плохо, а иногда работают в обратную сторону, создают искусственную занятость и провоцируют коррупцию.

Попытки же навести порядок палкой вроде НДС-счетов превращают "палку" в бомбу, оборачиваясь убиением половины экономики вместе с тем, что она делает, и теми, кто это создает. Разбирательства и наказания виновных в этой дикой авантюре еще впереди, но я пока о другом.

Реформа должна быть не на уродливой сложившейся базе, а принципиальной и кардинальной — с учетом отечественной специфики и экономических особенностей. Итак, налоговые основы не для сегодня (никто не станет проводить серьезных стратегических преобразований просто из тактических соображений), но хотя бы для завтра.

1. Налог с оборота вместо НДС

Обложение добавленной стоимости - зарплат и прибыли - как поэлементно (налог с дохода физлиц - НДФЛ, единый социальный взнос - ЕСВ, налог на прибыль), так и всей сразу, убивает эффективность производства, и платежеспособный спрос, которого так не хватает. Поэтому давно напрашивается замена этой коррупционной вакханалии простым и потому неизбегаемым налогом со всего оборота по типу единого налога.

В обмен на простоту и проверочный мораторий сегодняшние "единоналожники" имеют гораздо большую налоговую нагрузку, чем так называемые "нормальные". Им нет смысла придумывать затраты или скрывать доходы. Благодаря им растет удельный вес доходов в выручке, то есть соотношение доходов и цен, фактически - уровень жизни.

Единый налог с оборота должен не сочетаться с НДС, а заменять и его, и налог на прибыль в придачу. Это лучше, чем куча посредников, на пустом месте взвинчивающих цены.

Ставки, ясное дело, должны быть дифференцированы. Очень условно: производство и строительство — 4%, работы, услуги — 7%; торговля (с разницы, то есть наценки) — 8%; при экспорте — все ставки делятся на два.

Добровольность в таком случае исключается.

Европа отменить НДС, говорят, не позволит, как и Америка, где его, кстати, нет. Значит, надо выслушать и сделать по-своему. Простят. Это не худшее из наших преступлений перед Западом.

2. Офшорные условия инвесторам

А вот тут уже Европа и США будут возмущаться. Если убедить их не получится, что ж, тогда или снова ослушаться, или обменять на разрешение по пункту 1.

Суть же в том, чтобы облагать по внутренним экспортным, то есть половинным, ставкам доход от инвестиционной деятельности зарубежных учредителей украинских предприятий, исчисляемый, к тому же, не как весь оборот, а за вычетом зарплат украинским работникам и за вычетом 20% внесённой инвестиции.

Пусть создают рабочие места, если еще остались желающие. Только снова кидать доверившихся не стоит.

3. Налог на рост цен

Весь вопрос здесь — как рост цен посчитать, вычленив из него объективную инфляционную составляющую.

Предлагаю так: из фактической выручки вычитается выручка базовая (например, прошлогодняя), умноженная на коэффициент (видимо, повышающий) изменения прямых материальных (без приравненных к ним) затрат и прямой заработной платы (тоже без косвенных примесей) по трудовым договорам.

То есть во сколько раз из-за инфляции или количественного роста объемов выросли прямые расходы, во столько раз "имеет право" вырасти и выручка. Излишек же подлежит дополнительному двойному, а в сумме с основным  - тройному обложению. Если разница получилась отрицательная, предприятию можно помочь, наоборот, переполовиниванием базового налога: не плюс 2, а минус 1/2.

Тогда выжимать рост цен из покупателя будет нерентабельно: мало того, что брать станут меньше, так еще и останется от куцого выигрыша всего ничего.

4. Налог на недопотребление

Социальным налогом должно быть перераспределение средств в пользу беднейших слоев, осуществляемое государством за счет тех, кому деньги некуда девать настолько, что они их инвестируют не в экономику, не в покупки, а в валюту.

Налог при покупке валюты может варьироваться от 10% до 25% в зависимости от ситуации, а "черный" обмен будет пересекаться через установление права милиции на обменные провокации с изъятием 100% конфискованной валюты в личный доход изъявшего милиционера — с отчетом, но без обложения.

Налог будет стимулировать спрос, поскольку непотраченное будет или облагаться при покупке валюты, или обесцениваться.

5. Прочее

Неизбежными элементами обложения наряду с перечисленными налогами должны являться:

- налог с экспорта — пошлина исключительно на вывоз стратегически значимых товаров по правительственному перечню;

- налог с импорта — протекционистская пошлина (кроме критического импорта по перечню КМУ);

- акциз — разница между стоимостью потребительной и производственной - с алкоголя и прочего.

Обложение физлиц в условиях недостающего спроса столь же нецелесообразно, как и обложение эффекта (добавленной стоимости) юрлиц и потому должно заменяться:

- либо ростом ставок единого налога с оборота юрлиц,

- либо налогом на недопотребление в виде эмиссии с обязательной компенсацией инфляционных потерь малообеспеченным слоям.

Налоги должны не убивать экономику, а двигать в заданном направлении.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
податки